Борьба вокруг налогообложения нефтяной отрасли вступает в новую фазу. В среду "ЛУКойл", ЮКОС, "Сибнефть" и ТНК подвергли резкой критике инициативы Минфина по увеличению налоговой нагрузки на отрасль.
Коллективные письма нефтяников не были редкостью в ельцинскую эпоху - они сопровождали чуть ли не каждое мелкое повышение акциза или пошлины, но при Путине нефтяники до сих пор к совместным "протестным акциям" не прибегали. Впрочем, и правительство Касьянова не слишком усердствовало в плане повышения налоговой нагрузки на нефтяников, несмотря на очень благоприятную внешнюю конъюнктуру. Кроме того, в последнее время ТЭКу и алюминщикам удалось добиться некоторых послаблений и в плане валютного режима, что отчасти легализовало экспорт капитала (в то же время ЦБ уже достаточно длительное время не обращает никакого внимания на невозврат части валютной выручки). Таким образом, необычность коллективного обращения в рамках реалий путинского президентства только подчеркивает, что именно сейчас нефтяники сочли ситуацию очень опасной для себя.
Хотя формально компании критикуют действия Минфина (на словах ведомство заявляет о снижении налогов на отрасль, а на деле, естественно, планирует увеличить нагрузку), реально ТЭК сейчас гораздо больше боится не минфиновских планов, а реализации заявленной Путиным в послании Федеральному собранию, а также в Бюджетном послании позиции: платежи ТЭКа в бюджет должны быть увеличены за счет изъятия ренты. Собственно, в течение всей второй половины прошлого года это пытался сделать и Минфин, вставший на борьбу с трансфертными ценами. Однако высочайшей санкции на тот момент не было, и нефтяникам удалось отстоять позиции. Теперь такая санкция дана.
Конкретно в письме, конечно, нефтяники не говорят, что им не нравится президентская идея преодоления рентного характера экономики через фактическую национализацию природно-сырьевой ренты. Компании пишут, что их не устраивает перспектива повышения и введения новых акцизов на нефть и нефтепродукты, не покрываемый 3,5%-ным снижением дорожного налога 5%-ный рост налога на прибыль и т.д. В сумме акциз, плата за недра и отчисления на ВСМБ в бюджете-02 увеличиваются относительно нынешней суммы примерно на 25% при цене $17/барр, а при $25 - почти вдвое. Нефтяники поддерживают Думу, пытающуюся ввести ставки пошлин законом, правительство же надеется на их дальнейший рост и потому не хочет закреплять шкалу. Персонально нефтяники обвинили в нежелании узаконивать шкалу первого замминистра Алексея Улюкаева.
В среднем при реализации планов Минфина доля налогов в отношении к выручке нефтяников увеличивается на 2-5%. По расчетам нефтяников выходит даже, что с увеличением цены нефти в их распоряжении будет оставаться все меньше средств. Впрочем, как следует из расчетов Центра развития, и в этом случае доля налоговых платежей в выручке нефтяников будет заметно меньше, чем у машиностроения и пищевиков. А в наиболее привилегированном положении, как явствует из тех же расчетов, находятся даже не нефтяники, а алюминиевая промышленность.