будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Мир
Кобрин Кирилл

Немезида пробкового шлема

Немезида пробкового шлема
svoboda-politru-BIG

Победоносные французские войска плечом к плечу с подразделениями правительственной армии взяли город Тимбукту. Неприятель в беспорядке ретировался дальше на север страны, при отступлении разграбив и предав огню несколько зданий. Нанесен значительный ущерб древним рукописям в местном хранилище.

Похожий абзац можно было бы прочесть в европейской газете конца позапрошлого века, тех баснословных времен, когда в заголовках первых страниц встречались красивые топонимы Омдурман, Фашода и Трансвааль. Слово «Тимбукту» в этом же ряду; честно говоря, я еще относительно недавно считал, что Тимбукту расположен на море и что есть какое-нибудь полузабытое стихотворение Гумилева или песенка Вертинского со словами «в портовом Тимбукту». Мне же урок – нельзя быть столь невежественным, особенно в эпоху Google Maps. Впрочем, одно про Тимбукту я знал точно – там проводится знаменитый африканский музыкальный фестиваль, кажется, лучший на континенте. Несколько дней назад я еще думал в прошедшем времени -- «проводился знаменитый африканский музыкальный фестиваль».

Сейчас, после взятия Тимбукту французами и правительственными войсками, можно, кажется, вновь использовать настоящее неопределенное. Были еще, конечно, древние мавзолеи и древние рукописи, о них тоже переживали. Исламисты, захватившие Тимбукту почти год назад, запретили музыку (вообще), уничтожили древние мавзолеи (разновидность ислама, к которой принадлежали строителям, не нравится разрушителям), и вот теперь, при отступлении из города, сожгли манускрипты. В общем, враги рода человеческого и мракобесы/гонители культуры. Так и сказали бы тогда, в конце XIX-го, прибавив слово «дикари».

В общем, мы наблюдаем второе издание европейского колониализма, не только в конкретных политических и военных акциях, но и в риторике про то, что просвещенные и цивилизованные должны воевать с жестокими фанатиками. Мол, за отправкой французских войск в Мали стоит не просто желание помочь своим парням против несвоих, а еще и почетный (пусть тяжелый, но) цивилизаторский долг. Еще немного и вспомнят «бремя белого человека», только прилагательное, обозначающее цвет, поменяют на прилагательное, обозначающее что-то другое. Скажем, можно вспомнить, что идет война с международным терроризмом и главный удар по «Аль-Каиде» должен быть нанесен именно здесь, на кромке Сахары. Об этом на днях сказал Дэвид Кэмерон и послал в Мали несколько сот британских военных. Пока, впрочем, они будут охранять инфраструктуру и обучать африканских солдат по нашу сторону фронта войны с мировым злом.

Самое время поразмышлять над отличием первого издания европейского колониализма от второго. Прежде всего, это риторика о «дикарях, уничтожающих культурные ценности» (сегодня слово «дикари» мирно поменяли в той же фразе на «варвары»). Здесь важно исторически обусловленное содержание понятия «культурные ценности». Сто двадцать лет назад под таковыми понимались вещи, находящиеся на топе совершенно четкой иерархии; это была Большая Культура, Культура с Большой Буквы, Высокая Культура – одобренная Западной Европой (точнее ее буржуазией) и прошедшая аттестацию в Академии.

Тогдашние представления о «культурных ценностях» нельзя было назвать, собственно, христианскими; они сформировались в эпоху романтизма, но с довольно сильным влиянием Века Просвещения; тем не менее, субъектом наделения того или иного феномена статусом ценности был так называемый «западнохристианский мир», а объектом – он же сам и весь остальной мир за пределами. Сегодня «культурной ценностью» может стать что угодно – точнее, то, что назовут так. Вопрос, как и раньше, заключается в субъекте называния; отличие от XIX века заключается в том, что таких субъектов почти бесконечное множество.

Главное – слова, которые при этом используются. «Культурной ценностью» является все, что попадает в разряд «наследие», то есть все, что пришло к нам из «прошлого», неважно сколь далекого, тысячу лет назад или вчера. Эстетические, любые прочие обоснования в данном случае почти неважны; принадлежность к «прошлому», к «истории» легитимизирует и дарит искомый статус. Мавзолеи в Тимбукту, деревянные мещанские дома в Нижнем Новгороде, бетонные многоквартирки шестидесятых в Шеффилде, любое строение, которому посчастливилось быть возведенным не прямо сегодня, а хотя бы накануне -- все имеет отличные шансы попасть в список памятников ЮНЕСКО (или иной другой организации).

Такая одержимость прошлым при катастрофическом падении уровня исторического знания (и его академического воспроизводства) в современном западном мире указывает на общественное сознание, крайне неуверенное в собственном настоящем -- и не верящее в будущее (несмотря на все технические штучки). Принципиальная граница между нынешней ситуацией и тем, что было сто с лишним лет назад, именно здесь. Там была вера в безудержный прогресс без конца и без края; прогресс, как в капсюле, нес с собой самое образцовое из культуры прошлого; сейчас же «прошлое» постепенно переходит из разряда «Культуры» в департамент «Природы», все оттуда представляется «настоящим» и «ценным» и в этом смысле между мавзолеями в Тимбукту и органической картошкой из фермерского хозяйства нет никакой разницы.

Другое отличие двух изданий колониализма -- в интенциях и чувствах при его реализации. Генри Мортон Стэнли или полковник Маршан прирезали африканскую земельку к своим странам с невероятным энтузиазмом; за всеми понятными прагматическими побуждениями (чины, деньги, слава) они были влекомы имперской идеей -- и тем самым «бременем белого человека». Лишь немногие, вроде ирландца Роджера Кейзмента, смогли трезво увидеть ад, который европейцы устроили в Южной Америке и Африке. Идеология и экономический расчет шли тогда рука об руку, другое дело, что первая перевесила, а второй довольно часто оказывался ошибочным. Сегодня же французы воюют в Мали (а британцы им помогают, а другие западные правительства аплодирует) ужасно неохотно, вынужденно, из-под палки, хотя эту палку держат они сами.

Чтобы побудить себя к неприятному занятию, нужно придумать себе веские причины. «Аль-Каида наступает!» -- это первая из них. Если условная «Аль-Каида» победит в условном Мали, во Францию поедут вовсе не условные беженцы – это вторая причина. «Невежественные варвары уничтожают культурные ценности» -- третья. Из-за этого нужно посылать черт знает куда своих солдат, тратить массу денег (и это в разгар бюджетных неприятностей!) и оправдываться за своих малийских союзников, которые вполне могут повести себя, как последний исламист из Тимбукту. Собственно, подобная история уже происходила в Ливии, где хорошие парни так распоясались над телом плохого Каддафи, что хоть глаза от YouTub’а отводи. То же самое сегодня с Сирией -- там некоторые герои антиасадовского сопротивления подозрительно похожи на злодеев- террористов в Ираке.

По сути, настоящая Немезида. За удовольствия военного туризма в пробковом шлеме в XIX веке приходится в XXI-м расплачиваться людям, мечтающим навсегда забыть, где именно находится город Тимбукту – на берегу моря или на краешке Сахары.

P.S. При написании этого текста не был унижен ни один мавзолей в Тимбукту, ни одна рукопись там же, ни одна деревянная развалюха в Нижнем Новгороде. Автор – будучи по образованию и склонности историком – искренне сожалеет о безвозвратной потере многих источников по африканской истории XV века или по социальной и архитектурной истории России XIX-го.

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).