Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что готов многое терпеть от России ради экономики. "Вопрос в экономике, и я готов терпеть от России все. Но я ни от кого не потерплю, чтобы нас пинали, били в морду. Вам для этого надо избрать другого президента, пока я президент, я этого не позволю", - сообщил глава республики, выступая на IV всебелорусском народном собрании.
"Разве это нормально, что под новый год мы корячимся в Москве, выпрашивая баррель нефти или кубометр газа?" – вопрошает Лукашенко. По его словам, за последние несколько лет цена на газ для Белоруссии повысилась в четыре раза, и это "ненормально".
В этой связи он призвал Россию отходить от практики повышения цены на газ. "Непросто сегодня сотрудничать с новой Россией, но я готов на это сотрудничество", - подчеркнул президент Белоруссии. - Мы выдержим все, но России надо понимать, что Белоруссию надо удерживать в своих стратегических интересах".
Лукашенко также заявил, что Белоруссия обязательно найдет альтернативных поставщиков газа. "Если мы едем в Венесуэлу, это не потому, чтобы уколоть Россию. Если качаем нефть по нефтепроводу Одесса-Броды, это не потому, чтобы как-то ее унизить. У нас выхода другого нет", - отметил президент.
По поводу появившейся критики, что такие поставки, якобы, невыгодны, Александр Лукашенко (цитата по БЕЛТА) сказал: "Вы что думаете, я сюда бы нефть вез, если бы она была убыточна. Так у нас убыточной нефти сегодня хватает: не надо никуда ехать - Россия зальет завтра нефтью".
Он подчеркнул, что как бы ни складывались эти отношения, Беларусь свято будет выполнять свой долг перед Россией. "Мы это обещали, у нас есть договоры и соглашения. И даже если неимоверно трудно будет по этим несчастным нефти, природному газу, - все это пройдет. Я уверен пройдет. То, что они делали последнее время, - это не политика, это не стратегия, это просто выплеск, всплеск эмоций, не зная, что происходит в Союзном государстве", - отметил белорусский лидер.
Месседжи Лукашенко понятны и просты. 19 декабря — выборы президента. Рейтинг белорусского лидера — тайна за несколькими печатями. Провластные представители говорят о 70 процентах, оппозиция и российские средства пропаганды — о 35 и «точно менее половины».
В этих условиях необходима и консолидация электората, и консолидация все еще ориентирующихся на Лукашенко элит. «Якобы испортились» отношения белорусского президента и российского тандема, кажется, еще весной. Лукашенко зачем-то приютил опального киргизского президента Бакиева, в пику Москве, последнюю революцию поддержавшей. Уже 12 июня на фоне нелегких переговоров о вступлении Белоруссии в Таможенный союз (так и не заработал) встреча Медведева с Лукашенко была настолько холодной, что Лукашенко рискнул пожаловаться Владимиру Путину под телекамеры на младшего коллегу.
После чего конфликт лишь развивался по нарастающей. В середине июня «Газпром» потребовал оплатить задолженность по поставкам газа, а Белоруссия в ответ — задолженность по транзиту. Российское ТВ запустило серию антилукашенковских программ, «крестный батька» ответил на них интервью с Саакашвили и серией обвинений в адрес российской АП в плохой политике на постсоветском пространстве. А разочаровавшись в изначальной установке нажаловаться на Медведева Путину, в сентябре Лукашенко — посредством государственного телевидения — назвал Путина «третьей бедой России». Пикировка идет постоянная, одной самых пиковых нагрузок стало обращение Дмитрия Медведева в его видеоблоге (см. Лукашенко стал Ющенко).
Мы уже отмечали и теперь только повторяемся — у российского руководства есть внятная позиция относительно нежелания видеть президентом Белоруссии Лукашенко, но нет никаких внятных методов и даже просто программы по смещению белорусского лидера. Более того: крайне маловероятным представляется сценарий, аналогичный "оранжевому" на Украине или же открытый «мятеж элит». По крайней мере пока. Все это означает, что «последний диктатор Европы» сохранит свои позиции 19 декабря — не мытьем, так административным ресурсом. Решение «проблемы Лукашенко» откладывается еще на несколько лет.
Лукашенко, выстроивший кампанию в том числе на антироссийской риторике, похоже, это понимает, отсюда и заявления о том, что антилукашенковская кампания спадет. "Никогда ни с кем, наверное, мы не будем так тесно сотрудничать, как с Россией, даже в самые худшие времена. Поэтому мы нормализуем эти отношения. Вы увидите - они так же нормализуются, как неожиданно, якобы, испортились", - сказал Александр Лукашенко. Это не только ритуальное на тему «близких народов», но и четкое понимание «а куда они денутся». Силовых акций, вроде захвата дворца Амина ныне Москва не проводит — будет жить с Лукашенко следующий срок. Всяческие БТС-2 и «Северные потоки» будут готовы еще не завтра и не факт, что они заменят белорусский транзит. По белорусской земле много чего идет и в обратном направлении — из Европы в Россию.
Впрочем, напряженность на словах не гарантирует напряженности на деле, от спонсирования странных структур вроде «Секретариата Союзного государства» Россия не отказывается. Амбивалентность политики — дело известное, в данном случае опять, с наибольшей вероятностью, сыграет фишка множественности факторов.