будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Евросоюз Россия Черногория NATO
Июнь 20, 2025
Мир

Непотопляемый Мило

Непотопляемый Мило
milo600-450
Премьер-министр Черногории Мило Джуканович. Источник: en.wikipedia.org

Парламентские выборы, состоявшиеся в Черногории 16 октября, не дали однозначного ответа на вопрос о победителях.  По имеющимся данным, ни одна из партий не получила абсолютного большинства.

Обе стороны – и правящая Демократическая партия социалистов под руководством премьер-министра Черногории Мило Джукановича, и оппозиция, заявили, что набрали достаточно голосов для того, чтобы сформировать с другими партиями коалицию и, таким образом получив большинство в парламенте, приступить к формированию правительства.

Как сообщила 17 октября газета «Коммерсантъ», ДМС пока набирает около 42% голосов, что позволит ей получить 36 мандатов в 81-местном парламенте. При этом Демократический фронт даже в случае создания коалции с партией «Демократы» и объединением «Ключ» может получить 35 мест.

Прогнозы по поводу результатов выборов значительно разнились. Одни эксперты не исключали, что в итоге правительство Джукановича может сменить оппозиция, которая выступает против интеграции с Евросоюзом и вступления в НАТО, а также за развитие отношений с Сербией и Россией. Они подчеркивали, что в обществе накопилось недовольство режимом Джукановича, уже 25 лет подряд находящегося у власти.

Другие напоминали, что попытки заинтересованных в этом сторон остановить сползание постюгославских стран в НАТО и ЕС до сих пор не были успешными, и не исключали, что то же самое произойдет и на этот раз.

Сейчас шансы партии Джукановича и ее противников выглядят приблизительно равными, однако есть основания полагать, что исход уже ясен и партия Джукановича найдет возможность привлечь сторонников и удержится у власти. Об этом в беседе с «Полит.ру» рассказал Павел Кандель, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН, руководитель Центра этнополитических и межгосударственных конфликтов.

«Хотя обе стороны, которые участвовали в выборах в Черногории – то есть проправительственная Демократическая партия социалистов во главе с премьером Мило Джукановичем и два оппозиционных блока (а в реальности еще несколько партий, выступавших отдельно) – говорят, что являются победителями выборов, в реальности ситуация до последнего момента, то есть официального завершения подсчета голосов и распределения мандатов в парламенте, будет оставаться неопределенной. Будет оставаться открытым вопрос о том, у кого есть хотя бы незначительное преимущество.

Пока шансы выглядят примерно одинаковыми, но именно «примерно». Потому что если говорить о реальности, то Джукановича и его партии уже 35 (по другим сведениям – 36) мандатов, а у партий национальных меньшинств – это Босняцкая, Хорватская и Албанская  – еще четыре мандата. Кроме того, среди так называемой оппозиции есть партии, которые очень часто шли вместе с Джукановичем, и «перекупить» их ему не составит труда, как это не раз происходило и прежде.

 
Парламент Черногории

Что касается партий национальных меньшинств, то, опять-таки, очень вероятно, что они пойдут в коалицию с Джукановичем – потому что так не раз случалось. Да и вообще, у этих партий нет никаких оснований испытывать симпатии к просербским или прорусским силам, которые составляют основу оппозиции.

Так что более вероятно, что Джукановичу удастся победить – не говоря уже о том обстоятельстве, что он все-таки имеет под собой единую партию, а у оппозиции есть две коалиции из нескольких партий каждая, и партии, еще не примкнувшие ни к какой коалиции. Вот из них оппозиции и предстоит сколотить некий общий блок, который мог бы формировать правительство – что, естественно, гораздо сложнее [того, что пришлось бы делать ДПС].

Так что вероятнее всего, что Джукановичу в очередной раз удастся остаться у власти, как это было на протяжении 25 лет, которые он и его партия и находятся у власти. Соответственно, и политика Черногории в отношении России, скорее всего, не изменится, то есть останется активно антироссийской», – сказал Павел Кандель.

Эксперт пояснил, что при победе оппозиции на выборах перспективы значительно отличались бы от нынешних. 

«В случае победы оппозиции и формирования ею правительства можно было бы предполагать, что, во-первых, вопрос о вступлении в НАТО будет предметом референдума. На самом деле среди оппозиции есть самые разные силы, и одни из них выступают за вступление, а другие – против, но все сошлись на том, что готовы на референдум.

Итак, можно было бы ожидать референдума; можно было бы ожидать отмены антироссийских санкций со стороны Черногории – ну, и вообще более благосклонной по отношению к России политики. Но думаю, что победа оппозиции маловероятна», – заключил Павел Кандель.

Напомним, отношения России и Черногории несколько ухудшились, когда стало ясно, что та намерена вступить в Североатлантический альянс. В то же время эксперты утверждали, что этот шаг Черногории не является антироссийским и нужен стране для решения ее внутренних проблем.

Как объяснял «Полит.ру» доктор исторических наук, профессор РГГУ Сергей Романенко, такое действие должно было, в первую очередь, обеспечить Черногории безопасность со стороны соседей.

«Этот шаг ожидался довольно давно, ведь Черногория была и членом Партнерства ради мира. Надо сказать, что не только Черногория, но и все пост-югославские государства стремились и стремятся вступить в НАТО. И дело тут совсем не в отношениях с Россией, потому что они все-таки находятся довольно далеко от нее, в другом регионе, и не имеют прямой границы, – а дело в том, что для пост-югославских государств это, в общем-то, гарантия друг от друга.

 
Флаги Черногории и НАТО

В 1990-е годы в регионе была кровопролитная война, следы которой еще не стерты в политической памяти. Поэтому эти государства стремятся вступить и в НАТО, и в Евросоюз. Кроме того, есть и второй момент: они хотят быть членами ведущих мировых организаций, экономической и военно-политической соответственно. Поэтому не надо искать в этом шаге никакого антироссийского подтекста, это просто логическое развитие черногорской в частности и пост-югославской вообще политики», – сказал Романенко.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).