будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Берлин Германия Минск Россия США Сирия Украина Франция
Май 24, 2025
Мир
Макаркин Алексей Чижов Георгий

«Никто не хочет признавать за Россией статус, близкий к статусу СССР»

«Никто не хочет признавать за Россией статус, близкий к статусу СССР»
_norma_600-450
Встреча В.Путина с членами "Нормандской четверки". Источник: Правительство РФ

Встреча лидеров «нормандской четверки» состоялась в Берлине. В ходе переговоров, завершившихся под утро 20 октября, руководители России, Украины, Франции и Германии обсудили сирийское и украинское урегулирование.

Это первая в 2016 году встреча в «нормандском формате».  В ходе переговоров были достигнуты некоторые договоренности по установлению мира на юго-востоке Украины. В частности, во время встречи удалось выработать «дорожную карту» по Украине, хотя ее положения требуют дополнительных согласований. Существенных договоренностей по Сирии достигнуто не было.

Договориться по Сирии в настоящее время крайне сложно, поскольку стороны, участвующие в переговорах, не испытывают доверия друг к другу, объяснил в беседе с «Полит.ру» Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор «Политком.ру».

«Думаю, договориться тут до чего-то очень сложно, потому что постоянно возникают новые раздражители. И найти какой-то консенсус здесь, наверное, возможно, но крайне сложно. То есть понятно: каждый ведет свою игру. И у России есть в сирийском вопросе конкурентное преимущество: она является одной из двух стран (вторая – Иран), которые как-то могут влиять на Асада.

Иран связан с Асадом, пожалуй, сильнее, чем Россия (там играет роль шиитская солидарность: шииты, хотя и не сразу, но посчитали алавитов своими – примерно с 1970-х годов они считают алавитов шиитами). А у России нет религиозного фактора, поскольку абсолютное большинство мусульман в России – сунниты, но есть фактор геополитический. Это – стремление сохранить и усилить влияние на Ближнем Востоке. Соответственно, считается, что с Россией можно пытаться договориться о чем-то по дальнейшей судьбе Асада.

Но достижение договоренностей упирается в несколько проблем. Первая – совершенно банальная: никто никому не доверяет. И после 21 февраля 2014 года (дата подписания соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине, заключенного тогдашним президентом Украины Виктором Януковичем с лидерами оппозиции – прим. ред.) Россия не доверяет Западу. Полностью, системно не доверяет – после свержения Януковича, не может избавиться от ощущения, что ее обманут. Ну, а для Запада Россия – это агрессор на Украине и страна, которая поддерживает «кровавого Асада» в Сирии. То есть и здесь нет никакого доверия, и даже какие-то его мельчайшие ростки, время от времени появляющиеся, тут же исчезают. Как это произошло, кстати, в Сирии, где договорились с американцами о компромиссе – и американцы тут же ударили по войскам Асада. Потом сказали, что это была ошибка, но с точки зрения России это не было ошибкой – если ты не доверяешь, ты везде ищешь умысел.

 
Сирия / Фото: aljazeera.com

Итак, это первая проблема. Стороны могут даже о чем-то говорить, но им очень трудно о чем-то договориться. Вторая проблема проистекает много из чего, в том числе, отчасти из первой, из недоверия, и заключается в том, что Россия хотела бы встроить сирийскую проблему в более глобальный контекст. Ну, это можно было бы назвать «новой Ялтой» – в память о Ялтинской мирной конференции 1945 года, когда Сталин, Рузвельт и Черчилль собрались в Крыму и определили судьбу послевоенного мира. По крайней мере – основные черты этого мира.

Но получается так, что никто на «новую Ялту» идти не хочет. С Россией обсуждают конкретные вопросы, в которых без России, по мнению Запада, нельзя обойтись. Их сейчас два, и оба обсуждались в Берлине – это Украина и Сирия. Причем какое-то время назад (сейчас это уже неактуально) у нас ходили идеи о том, чтобы как-то «обменять» Украину на Сирию (вроде «вы нам – Порошенко, а мы вам – Асада»). Но если в 1945 году что-то подобное и проходило, хотя и с очень большими оговорками (например, «вы нам – Болгарию, мы вам – Грецию»), если тогда еще как-то можно было договориться, пусть и тогда слово не всегда держали и все зависело не от договоренностей на бумаге, а оттого, чья армия стояла на территории той или иной страны и чья власть там была установлена, то сейчас нет. Сейчас никто не пойдет на «обмен» такого рода. И никто не собирается говорить о какой-то большой конференции, где за Россией был бы признан статус великой державы, близкий к статусу СССР. Никто об этом не говорит. Поэтому, думаю, Россия тоже испытывает разочарование, что отражается и на дальнейших ее шагах.

Если говорить о конкретике, то сейчас Россия крайне раздражена тем, что происходит в Ираке. Там американцы сейчас берут Мосул, и Обаме это очень выгодно сделать до выборов, чтобы отобрать у Трампа один из его аргументов – что администрация демократов не смогла справиться с ИГИЛ (запрещенным в России). Трамп дает понять, что он договорится с Россией, что вместе с нею он разгромит ИГИЛ, возьмет Мосул… Ну, и Обама в случае успеха сможет перед выборами сказать: а мы вот с Россией не договорились, на уступки не пошли, но Мосул взяли. И ИГИЛ ушел из Ирака. То есть, если Мосул будет взят, это будет успех для избирательной кампании Клинтон.

Россия это воспринимает как очередную угрозу, потому что из Мосула «игиловцы» уходят в Сирию, в Ракку, и там с ними уже придется иметь дело России. То есть Россия видит за этим не только некое военное решение, связанное с тем, чтобы очистить Ирак от ИГИЛ, не только решение внутриполитическое, важное для Америки перед выборами, но и стремление ударить по самой России – на этот раз руками ИГИЛ. Эта проблема есть.

Есть проблема разделения оппозиции в Сирии – проблема, которую пытаются решить, но которая, на мой взгляд, не решается. Есть две организации, которые признаны международным сообществом террористическими – это ИГИЛ и «Джебхат ан-Нюсра» (организации запрещены в РФ). Понятно, что ИГИЛ недоговороспособен – против него выступают все. Сложнее с «Нюсрой», но и она слишком одиозна, чтобы кто-то из респектабельных игроков впрямую ее поддерживал. Но дальше возникает вопрос, как отделить эту «Нюсру» от остальных, когда и они – в Алеппо?

 
Бойцы "Фронта Ан-Нусра". Сирия, 2016

Но есть и еще более важная проблема: у России есть свой список террористических организаций, и туда входит еще ряд организаций, которые западные страны считают умеренными. И арабские страны не считают – арабские страны, такие, как Катар, Саудовская Аравия – их даже поддерживают. Например, такую организацию, как «Ахрар Аш-Шам». Россия исходит из того, что эти организации мало отличаются от «Нюсры» и тоже неприемлемы. При том, что остальные игроки – кроме Асада и Ирана – исходят из того, что с этими организациями можно и нужно говорить, что это – часть умеренной оппозиции. Я думаю, что в условиях недоверия разрешить эти проблемы очень трудно.

Плюс сейчас свернут российско-американский диалог по Сирии. Российская дипломатия делал очень большой ставку на этот диалог, имея в виду договориться с Обамой. У Москва есть опыт долгих переговоров с Керри, к тому же Керри в России относятся достаточно положительно – насколько, насколько можно относиться положительно, когда ты никому не доверяешь. То есть, я бы сказал, относятся менее отрицательно, чем к возможным альтернативам. Итак, было желание договориться. Но не получилось, и теперь достижение каких-то договоренностей уже менее вероятно. Ну, а дальше – Клинтон, с которой в России ничего хорошего не связывается.

Поэтому я думаю, что сейчас, конечно, о вопросе говорили, пытались найти какой-то формат. И могут быть и дальше какие-то прекращения огня, какие-то локальные уступки с обеих сторон. Могут быть попытки отделить «Нюсру» от остальных (я не думаю, что они будут удачны). Но, в общем и целом, процесс находится в тупике, и решить проблему по-прежнему крайне сложно», – сказал Алексей Макаркин.

Что же касается Украины, то ключевым достижением «четверки» в этой области можно считать появление приблизительной «дорожной карты» – равно как и само признание того факта, что Минские соглашения, следовательно, сами по себе не являются дорожной картой, то есть пошаговым планом в деле урегулирования. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказал Георгий Чижов, вице-президент, руководитель украинского бюро фонда «Центр политических технологий».

«Результаты встречи формально, действительно, не очень значительны – потому что стороны обсудили ситуацию. Правда, они договорились до начала ноября – то есть весьма быстро – подготовить некую «дорожную карту» реализации Минских соглашений. Это, во-первых, значит, что стороны признали: Минские соглашения не являются «дорожной картой», и к ним нужна некая дополнительная программа – та самая «карта». И это, я считаю, важно. А еще важна сама обстановка, в которой состоялись эти переговоры.

 
Шествие в годовщину провозглашения ДНР. Донецк, 11 мая 2016 /odsd.ru

Где-то месяц или полтора назад казалось, что Украина оказывается в изоляции: даже ее западные партнеры настаивали на скорейшем внесении изменений в украинское законодательство, на подготовку к проведению выборов – не очень обращая внимание на то, что все это малоосуществимо, по крайней мере – в таком порядке, как это предложено в Минских соглашениях.

Ситуация принципиально изменилась, и повлияли на нее, по всей видимости, не украинские события, а события в Сирии. После бомбежек Алеппо российскими ВКС западные лидеры вдруг опять осознали, что у них с Россией очень разные представления о прекрасном и очень разные взгляды на то, как можно решать конфликты. Потом уже, как следствие, возникла ссора Путина с Олландом – и в результате все переменилось. Если практически месяц-полтора назад Германия и Франция фактически выступали на стороне России и требовали от Украины крайне болезненных и не совсем нереалистичных уступок, то теперь, наоборот, западные державы вновь на украинской стороне. И, насколько я понимаю, это было отчетливо продемонстрировано российскому лидеру.

Вот это, пожалуй, и есть основной результат встречи – плюс то, что я сказал, что Минские соглашения не являются «дорожной картой», «карта» к ним нужна отдельно. Какой она будет, мне самому очень интересно. Ну, видимо, скоро мы это узнаем», – объяснил Георгий Чижов.

Макаркин Алексей Чижов Георгий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).