Интрига вокруг "Эха Москвы", которая до вторника скорее повторяла весенний сюжет с НТВ, приняла неожиданный оборот: Альфред Кох отказался от своего намерения при определенных условиях продать коллективу "Эха" пакет акций радиостанции и предпочел подарить некий пакет Борису Немцову, лидеру партии СПС. В пресс-службе "Газпром-медиа" подтвердили "Полит.Ру", что речь идет о таком пакете, который бы лишил всех собственников контроля над радиостанцией. Немцов принял подарок и объявил, что отдаст его в управление специального общественного совета, который состоит из людей с чистой репутацией. Сегодняшнее руководство радиостанции отреагировало на это крайне резко.
Почему Газпром внезапно первым вышел из переговоров с "Эхом" - так и осталось неясным. Обвинения в рэкете в адрес "Эха Москвы" повторяют риторику Альфреда Коха в конфликте вокруг НТВ, с той разницей, что руководство "Эха", в отличие от руководства НТВ, настаивало на переговорах. Это привело к резкой критике в их адрес со стороны топ-менеджмента "Эха": пять заместителей главного редактора, а следом и ряд журналистов подали заявления об отставке. Эмоциональных объяснений Коха явно недостаточно: всем очевидно, что резкий поворот делается сознательно. Одновременно погорела конференция о свободе прессы, инициированная СПС: сначала из оргкомитета вышло "Эхо", затем - "Газпром". Конференция перенесена на осень. Но руководство "Эха" пока ведет себя аккуратно: г-н Венедиктов даже предлагает продолжить переговоры с Кохом, резко критикуя позицию Немцова.
В интервью "Полит.Ру" Венедиктов заявил, что Немцов оказывается в роли "мародера" и "отмывателя репутации г-на Коха". "Мы не хотим быть партийной радиостанцией даже в большей степени, чем государственной, - говорит Венедиктов, отмечая, что поток заявлений об уходе после согласия Немцова возрос, а сам лидер правых "сильно упал в глазах журналистов". Лилия Дубовая, пресс-секретарь Немцова, ответила через "Полит.Ру", что Немцов на таком уровне не готов вступать в полемику и что рано или поздно Венедиктов переменит свое мнение.
Вечером во вторник Кох явился на встречу с коллективом "Эха Москвы". Встреча, как сообщил "Полит.Ру" Владимир Варфоломеев (подавший в отставку заместитель главного редактора), длилась три часа. По его словам, на вопрос Коху, почему он отказался от публичного обещания продать свои акции, Кох углубился в рассказ о своих взаимоотношениях с "МОСТом", о том, сколько денег должен ему Владимир Гусинский. По словам Варфоломеева, Кох назвал провал представителей редакции на последнем совете директоров ошибкой без злого умысла, а также заявил о намерении создать из нескольких радиостанций радиохолдинг с тем, чтобы после выгодно его перепродать. Варфоломеев не удовлетворен "этим скучным и пустым мероприятием". Он твердо укрепился в решении об отставке с поста заместителя главного редактора.
В итоге сегодня будущее "Эха" в полном тумане: непонятны ни состав общественного совета от Немцова, ни переговорные отношения между сторонами, ни соответствие планов Коха по строительству холдинга его действиям. Нет сомнений, что прямое участие СПС в судьбе "Эха" было тем или иным образом завизировано в Администрации, особенно после того, как Сергей Ястржембский от имени президента заявил, что Путин "против огосударствления радиостанции". Когда Гусинский пытался дарить "Эху" 14% акций, "Газпром" подозревал, что эта операция будет чисто номинальной. Сегодня у противной стороны есть основания для схожих подозрений, а лидер СПС согласился на рискованное и ответственное предприятие, выставив себя и репутацию правых в виде буфера между свободной журналистикой и государством. Его участие в судьбе "Эха" может быть основано на единственном тезисе, что в противном случае радиостанцию ждет полный госконтроль.