Процесс выяснения отношений с губернаторами (или, как его принято называть, инициированную Путиным федеральную реформу) и без того нескучный, весьма оживил предприниматель Березовский, который, внезапно обнаружив в себе защитника неокрепшей российской демократии, обрушился с резкой критикой на все федеральные инициативы Путина - указ о семи полпредах и три внесенных в Думу законопроекта. Открытое письмо Березовского Путину было дополнено комментарием в "АиФ", а затем - общением с журналистами в Думе, которым с первого дня своего депутатства Березовский привык оформлять свои политические движения. (В последний раз, напомним, за кулуарными замечаниями Березовского о необходимости "диалога" с коммунистами последовал кремлевско-коммунистический сговор 18 января).
Березовский сомневается в том, что Путин "готов твердо следовать демократическим принципам", не видит в телеобращении Путина к народу "достаточных аргументов для принципиальных изменений государственного устройства России", считает указ о семи наместниках "чрезвычайно опасным, стимулирующим процесс распада России", усматривает в предложенном Путиным проекте закона о Сенате "очевидное нарушение принципиальных элементов права вообще" и выдвигает свои то ли шесть, то ли восемь альтернативных соображений на темы государственного строительства. Ни количество, ни качество этих предложений не столь существенны - важны максимальная гласность выступления Березовского и крайне резкий анти-путинский тон, не оставляющий ни у адресата, ни у прочих участников политического процесса сомнений в готовности известного предпринимателя вступить в острую схватку с президентом - на стороне растерянных губернаторов, получивших в лице Березовского мощный канал и тезисы для выражения своего недовольства, до сих пор имевшего сумбурный и невнятный характер.
Риторическое обоснование авторитарного подхода Путина уже готово и вот-вот будет пропето на канале ОРТ губернаторским хором с демократом-предпринимателем во главе - такова угроза, предъявленная Березовским Путину; в интервью "АиФ" он замечает между делом: "Кстати, в личных разговорах со мной многие региональные лидеры признавались, что оценивают эти действия власти резко отрицательно".
Действительно, предложенные Путиным законопроекты, даже одобренные в первом чтении, пока выглядят довольно сомнительно - начиная от возможности отстранения губернаторов на период следствия и кончая законом о местном самоуправлении как таковым. По всеобщему убеждению, ко второму и третьему чтениям предложенные законы должны измениться очень сильно - в сторону усиления правовых основ, судебного влияния и прочего в таком роде. Правые, например, громко заявляя об имеющих место перегибах и ошибках, дают понять при этом, что перегибы эти президентской стороне известны и есть все основания рассчитывать, что они будут надлежащим образом исправлены. По крайней мере, лидер фракции СПС Борис Немцов после первого дня первых чтений выразил такую уверенность: "Дискуссия показала, что без копромиссов, которые мы предлагаем, законы не будут приняты ни во втором, ни тем более в третьем чтении". Логично предположить, что небрежность, с которой Кремль готовил проекты, была в большой степени сознательной - дабы хитрее провести торг с губернаторами и с минимальными потерями определить размеры необходимого отступного.
Кроме конкретных замечаний по предложенным законопроектам, в основном заимствованных у тех же правых и даже "Яблока", Березовский предлагает ряд риторических тезисов, которые безусловно будут востребованы "оппозицией" в случае ее возникновения - Березовский говорит о "концентрации власти", об опасности возникновения семи столиц вместо одной и пр. Любая оппозиционная платформа, что хорошо известно на примере Явлинского, также должна быть должным образом отработана и обкатана. Процесс пошел.
Аккурат в день демарша Березовского в московском филиале Фонда Карнеги прошла дискуссия о проекте Путина, в которой приняли участия эксперты, политологи, советники сенаторов, политики (Владимир Рыжков-Мл., например, также с недавнего времени ушедший в оппозицию). Дискуссия не очень прояснила содержание проекта, действительно, во многом загадочное, однако была полезна тем, что выявила те риторические ходы, которыми будет обозначено наступление на федеральную реформу Путина и - шире - его политическую активность вообще. Ходы, отчасти воспроизведенные Березовским, имеет смысл перечислить:
1) Федеральная реформа означает "демонтаж" федерации: будет уничтожено, например, местное управление;
2) Ограничение автономий политических субъектов - от олигархов(!) до губернаторов - означает "демонтаж" демократии;
3) Изменение механизма формирования Совета Федерации означает "демонтаж" двухпалатности и, как следствие, ослабление парламентаризма;
4) Неизбежный провал реформы приведет к распаду страны на семь стран - со столицами в виде "столиц" федеральных округов;
5) В условиях отсутствия гражданского общества "управляемая демократия" будет "демонтирована" и превратится в тоталитаризм;
6) Имеющим место трагическим событиям начало было положено в 93 году - когда парламентаризм был расстрелян в буквальном смысле.
Риторическим набором, пророчащим "демонтаж", анархию и тоталитаризм одновременно, дело не ограничивается. Отдельные претензии предъявляются политическим фигурам правого политического спектра, точнее - лидерам "Союза правых сил", ради 10-процентного экономического роста готовым пойти на "демонтаж" чего угодно. Так, Хакамада, как выяснилось, не раз публично заявляла о желательности ограничения гражданских свобод, а Евгений Ясин еще в 1994 году призывал к исключительно авторитарным методам управления страной.
Предложенные Путиным законопроекты - действительно, рискованное предприятие и не могут быть утверждены в существующем виде. При этом неизвестно, каковы могут быть финальные договоренности между Кремлем и региональными элитами, на какие уступки Кремль будет в итоге вынужден пойти, а какие положения проектов просто не захочет исправлять. Творческий вечер в Фонде Карнеги отчетливо продемонстрировал, что удары новой "оппозиции" будут направлены, кроме Путина, на "Союз правых сил". Это логично: правые, в отличие от, например, "Единства", идеологически самостоятельны, а потому имеют возможность нести свою, независимую ответственность. С правых спрашивают отдельно. Как справедливо было отмечено в ходе дискуссии, Путин задел уже почти всех кого мог - от местных региональных начальников до кинематографистов и Березовского, и, вне зависимости от того, как будут выглядеть законы в финальной редакции, борьба с новой "оппозицией" обещает стать главным политическим содержанием на ближайшую перспективу. В таких неблагоприятных условиях отказываться от "компромисса", как определяет ситуацию Немцов, было бы, наверное, неразумно.