будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Мир
Фишман Михаил

Новая "оппозиция" - губернаторы и Березовский против Путина

Процесс выяснения отношений с губернаторами (или, как его принято называть, инициированную Путиным федеральную реформу) и без того нескучный, весьма оживил предприниматель Березовский, который, внезапно обнаружив в себе защитника неокрепшей российской демократии, обрушился с резкой критикой на все федеральные инициативы Путина - указ о семи полпредах и три внесенных в Думу законопроекта. Открытое письмо Березовского Путину было дополнено комментарием в "АиФ", а затем - общением с журналистами в Думе, которым с первого дня своего депутатства Березовский привык оформлять свои политические движения. (В последний раз, напомним, за кулуарными замечаниями Березовского о необходимости "диалога" с коммунистами последовал кремлевско-коммунистический сговор 18 января).

Березовский сомневается в том, что Путин "готов твердо следовать демократическим принципам", не видит в телеобращении Путина к народу "достаточных аргументов для принципиальных изменений государственного устройства России", считает указ о семи наместниках "чрезвычайно опасным, стимулирующим процесс распада России", усматривает в предложенном Путиным проекте закона о Сенате "очевидное нарушение принципиальных элементов права вообще" и выдвигает свои то ли шесть, то ли восемь альтернативных соображений на темы государственного строительства. Ни количество, ни качество этих предложений не столь существенны - важны максимальная гласность выступления Березовского и крайне резкий анти-путинский тон, не оставляющий ни у адресата, ни у прочих участников политического процесса сомнений в готовности известного предпринимателя вступить в острую схватку с президентом - на стороне растерянных губернаторов, получивших в лице Березовского мощный канал и тезисы для выражения своего недовольства, до сих пор имевшего сумбурный и невнятный характер.

Риторическое обоснование авторитарного подхода Путина уже готово и вот-вот будет пропето на канале ОРТ губернаторским хором с демократом-предпринимателем во главе - такова угроза, предъявленная Березовским Путину; в интервью "АиФ" он замечает между делом: "Кстати, в личных разговорах со мной многие региональные лидеры признавались, что оценивают эти действия власти резко отрицательно".

Действительно, предложенные Путиным законопроекты, даже одобренные в первом чтении, пока выглядят довольно сомнительно - начиная от возможности отстранения губернаторов на период следствия и кончая законом о местном самоуправлении как таковым. По всеобщему убеждению, ко второму и третьему чтениям предложенные законы должны измениться очень сильно - в сторону усиления правовых основ, судебного влияния и прочего в таком роде. Правые, например, громко заявляя об имеющих место перегибах и ошибках, дают понять при этом, что перегибы эти президентской стороне известны и есть все основания рассчитывать, что они будут надлежащим образом исправлены. По крайней мере, лидер фракции СПС Борис Немцов после первого дня первых чтений выразил такую уверенность: "Дискуссия показала, что без копромиссов, которые мы предлагаем, законы не будут приняты ни во втором, ни тем более в третьем чтении". Логично предположить, что небрежность, с которой Кремль готовил проекты, была в большой степени сознательной - дабы хитрее провести торг с губернаторами и с минимальными потерями определить размеры необходимого отступного.

Кроме конкретных замечаний по предложенным законопроектам, в основном заимствованных у тех же правых и даже "Яблока", Березовский предлагает ряд риторических тезисов, которые безусловно будут востребованы "оппозицией" в случае ее возникновения - Березовский говорит о "концентрации власти", об опасности возникновения семи столиц вместо одной и пр. Любая оппозиционная платформа, что хорошо известно на примере Явлинского, также должна быть должным образом отработана и обкатана. Процесс пошел.

Аккурат в день демарша Березовского в московском филиале Фонда Карнеги прошла дискуссия о проекте Путина, в которой приняли участия эксперты, политологи, советники сенаторов, политики (Владимир Рыжков-Мл., например, также с недавнего времени ушедший в оппозицию). Дискуссия не очень прояснила содержание проекта, действительно, во многом загадочное, однако была полезна тем, что выявила те риторические ходы, которыми будет обозначено наступление на федеральную реформу Путина и - шире - его политическую активность вообще. Ходы, отчасти воспроизведенные Березовским, имеет смысл перечислить:

1) Федеральная реформа означает "демонтаж" федерации: будет уничтожено, например, местное управление;
2) Ограничение автономий политических субъектов - от олигархов(!) до губернаторов - означает "демонтаж" демократии;
3) Изменение механизма формирования Совета Федерации означает "демонтаж" двухпалатности и, как следствие, ослабление парламентаризма;
4) Неизбежный провал реформы приведет к распаду страны на семь стран - со столицами в виде "столиц" федеральных округов;
5) В условиях отсутствия гражданского общества "управляемая демократия" будет "демонтирована" и превратится в тоталитаризм;
6) Имеющим место трагическим событиям начало было положено в 93 году - когда парламентаризм был расстрелян в буквальном смысле.

Риторическим набором, пророчащим "демонтаж", анархию и тоталитаризм одновременно, дело не ограничивается. Отдельные претензии предъявляются политическим фигурам правого политического спектра, точнее - лидерам "Союза правых сил", ради 10-процентного экономического роста готовым пойти на "демонтаж" чего угодно. Так, Хакамада, как выяснилось, не раз публично заявляла о желательности ограничения гражданских свобод, а Евгений Ясин еще в 1994 году призывал к исключительно авторитарным методам управления страной.

Предложенные Путиным законопроекты - действительно, рискованное предприятие и не могут быть утверждены в существующем виде. При этом неизвестно, каковы могут быть финальные договоренности между Кремлем и региональными элитами, на какие уступки Кремль будет в итоге вынужден пойти, а какие положения проектов просто не захочет исправлять. Творческий вечер в Фонде Карнеги отчетливо продемонстрировал, что удары новой "оппозиции" будут направлены, кроме Путина, на "Союз правых сил". Это логично: правые, в отличие от, например, "Единства", идеологически самостоятельны, а потому имеют возможность нести свою, независимую ответственность. С правых спрашивают отдельно. Как справедливо было отмечено в ходе дискуссии, Путин задел уже почти всех кого мог - от местных региональных начальников до кинематографистов и Березовского, и, вне зависимости от того, как будут выглядеть законы в финальной редакции, борьба с новой "оппозицией" обещает стать главным политическим содержанием на ближайшую перспективу. В таких неблагоприятных условиях отказываться от "компромисса", как определяет ситуацию Немцов, было бы, наверное, неразумно.

Фишман Михаил
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).