15 ноября экономист Майя Санду во втором туре выиграла президентские выборы в Молдавии. В ближайшие четыре года страну будет возглавлять гражданка Румынии, обладательница диплома Гарварда, бывшая сотрудница Всемирного банка и автор довольно радикальной реформы образования. Избрание Санду называют прорывом, хотя она далеко не первый год в политике.
Майя (Григорьевна) Санду родилась в молдавском селе Рисипень, в семье ветеринара и школьной учительницы. По образованию — экономист. В 1994 году она закончила Академию экономического образования Молдавии, затем еще три года посвятила изучению международных отношений в магистратуре Академии государственного управления при Президенте Молдавии. Параллельно начала карьеру в республиканском Министерстве экономики. В 2010 году получила диплом Гарвардского института государственного управления им. Джона Кеннеди, после чего еще два года жила в Вашингтоне и работала во Всемирном банке.
Санду владеет четырьмя языками: румынским, русским, английским и испанским.
Первая женщина-президент Молдавии никогда не была замужем, у нее нет детей: «Не встретила того самого», — объясняет она. Санду пользуется поддержкой ЛГБТ-сообщества, хотя свою принадлежность к нему отрицает.
Избрание первым лицом политика с такой биографией во многих странах назвали прорывом. Однако в Молдавии 49-летняя Санду — хорошо известная фигура и на политическом поприще, и в государственном управлении.
В 2012 году она возглавила Министерство просвещения в правительстве Владимира Филата. На этом посту она «пережила» четырех премьер-министров и прославилась как сторонница радикального ужесточения контроля на экзаменах. По ее инициативе в экзаменационных классах появились видеокамеры, а пойманные на списывании ученики лишались оценок и права пересдачи. На посту министра Санду успела предложить переход с балльной системы оценок на буквенную, убрать из программы обязательное изучение русского языка и заменить его английским.
При ней старшеклассников и студентов запретили использовать в качестве рабочей силы на сборе урожая, в школах ввели обязательную вакцинацию детей, в программе появились уроки толерантности. Эти изменения оценивались как в плюс, так и в минус. Ее обвиняли в закрытии сельских школ под видом оптимизации, в превращении директоров школ из педагогов в обычных «менеджеров» и в развале системы государственных детских домов.
За свою политическую карьеру она показала себя и как прагматичный политик, умеющий находить компромиссы, и как принципиальная самостоятельная фигура, способная разорвать договоренности при необходимости.
Лишившись министерского поста во время очередной смены премьер-министра, Санду создала собственную политическую партию «Действие и солидарность» и в 2016 году стала официальным кандидатом на выборах президента. Она нашла союзника в лице политика Андрея Нэстасе и его партии «Достоинство и правда», которые поддержали ее выдвижение.
Санду сразу стала одним из фаворитов гонки и уступила во втором туре пророссийскому «социалисту» Игорю Додону с незначительным отрывом — 47,89 % против 52,11 %.
В 2019 году в результате политического кризиса парламент страны оказался под угрозой роспуска, так как за три месяца не смог сформировать правительство. Блок Санду пошел на «сделку» с партией социалистов Додона, в результате которой последние получили пост спикера парламента, а Санду стала премьер-министром и получила право сформировать «правительство национального согласия». За ее кандидатуру проголосовал 61 депутат из 101. В результате этой сделки ее участникам удалось преодолеть сопротивление Демократической партии, которую возглавлял ныне беглый олигарх Владимир Плахотнюк.
Поработать в статусе премьер-министра Санду успела всего пять месяцев — с 8 июня по 14 ноября. Любопытно, что за ее отставку проголосовало почти столько же парламентариев, сколько и за назначение, — 63. Поводом для вотума недоверия стали разногласия по поводу процедуры назначения генпрокурора. Санду хотела закрепить за собой функцию выбора кандидатов на этот пост. Однако бывшие союзники из Партии социалистов сочли это нарушением договоренностей.
В предвыборной программе Майи Санду в президентской кампании 2020 года было пять основных пунктов: 1) реформа юстиции и борьба с коррупцией; 2) создание новых рабочих мест в Республике и снижение налогов для семей с детьми; 3) повышение пенсии до прожиточного минимума; 4) развитие молдавских сел; 5) «снятие международной изоляции», то есть фактически курс на сближение с Румынией и Евросоюзом.
Электорат Санду составляют жители крупных городов и зарубежные молдавские диаспоры. Они поддержали прозападного кандидата в обоих турах. В том время как за ее главного соперника голосовали села, часть жителей Приднестровья и почти вся Гагаузия.
Даже местные СМИ признают, что победа Санду может стать как шагом к реальным изменениям, так и пирровой победой. Всё дело в распределении полномочий между властями. Без поддержки парламентского большинства президент Молдавии превращается в бессильную декоративную фигуру. Все законодательные инициативы, в том числе антикоррупционные и антиолигархические, ей тоже необходимо согласовать с депутатами.
Понимает это и сама Санду, которая намерена первым делом начать консультации с парламентскими партиями. Вести переговоры ей придется всё с тем же Додоном и другими бывшими союзниками, которые упрекали Санду в срыве договоренностей.
Одно из главных направлений работы нового лидера Молдавии, за которым будут пристально следить, — это отношения с российскими властями. На фоне своего предшественника Игоря Додона она выглядит политиком откровенно прозападного толка, гораздо менее заинтересованным в союзнических отношениях с Москвой.
Сама Санду до выборов неоднократно утверждала, что ее президентская кампания не строится на противостоянии России и Запада. Она сосредоточена на внутренних проблемах Молдавии, прежде всего, связанных с коррупцией и с экономической ситуацией.
Из принципиальных для России вещей: Санду поддерживает территориальную целостность Украины и считает Крым украинской территорией.
Тем не менее она признает, что у двух государств слишком много общих задач, в том числе — ситуация в Приднестровье, чтобы оставить двусторонние отношения на периферии внимания.
«Я хочу, чтобы у Молдовы были хорошие отношения со всеми странами, включая хорошие отношения с Россией. Очень многие наши граждане работают в России, нам нужно обеспечить хорошие условия для них, нам нужно решать вопрос разблокирования молдавского экспорта, мы хотим подписать соглашение о пенсионном обеспечении. То есть у нас есть достаточно большая повестка по нашим отношениям с Россией»,— заявила Санду в интервью русской службе BBC сразу после выборов.
Первый телефонный звонок в качестве избранного президента она совершила в Румынию. Она пообещала президенту этой страны Клаусу Йоханнису, что будет прилагать усилия для восстановления отношений с этой страной.
В начале своей политической карьеры Санду, как и многие молдаване, выступала за объединение Молдавии и Румынии. Известно, что у нее есть румынское гражданство. Вопрос о втором паспорте Санду пытались использовать против нее политические соперники, в частности, Игорь Додон. Однако политик никогда не скрывала этот факт и не видела в нем особой проблемы. В Молдавии получение румынского паспорта — распространенное явление. Право на гражданство Румынии имеют все, кто жил на бывшей бывшей территории Румынии до 1940 года или приходится потомком бывшего румынского гражданина до третьего колена. С 2002 по 2016 год румынское гражданство было практически у каждого десятого жителя республики.
Сейчас Санду осторожно обходит этот вопрос.
«Мы хотим, чтобы сначала мы объединились здесь, в Республике Молдова. Мы говорим, что хотим стать частью Европейского союза в один прекрасный день. Когда это произойдет, мы не знаем», — уклончиво отвечает избранный президент на прямой вопрос о возможном объединении.