будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Мир

Новый формат интеграции и партнерства

Директор Московского Центра Карнеги Роберт Нурик (США) и его заместитель Дмитрий Тренин (Россия) прокомментировали на брифинге предстоящую встречу Путин-Буш. Цель брифинга заключалась в том, чтобы дать объективную картину отношений, заглядывая одновременно с российской и американской стороны. Вкратце. Роберт Нурик констатирует: если год назад Вашингтон вообще игнорировал Россию, не считая ее сколько-нибудь важным субъектом мировой политики, и об этом громко говорили в Москве, то теперь США рассматривают Россию как важнейшего партнера и ищут сферы для взаимодействия. Это не означает, однако, что Белый Дом видит в современной России столь же крупного международного игрока, каким для него был Советский Союз. Краткость нового договора о стратегических сокращениях, отличающая его от аналогичных документов советской эпохи, говорит Нурик, отражает новые неконфронтационные стандарты диалога.

По логике этого движения, говорит Нурик, США и Россия должны постепенно отходить от ядерной основы двусторонних отношений, хотя российский ядерный потенциал всегда останется важным фактором в мировой политике. Особенно важна новая стадия отношений России с НАТО. По мнению Нурика, сегодняшний формат "двадцатки" является платформой для постепенного сглаживания взаимного недоверия, и будущее отношений России с Западом во многом зависит от уровня партнерства, которого достигнут Россия и НАТО в новом формате. Если НАТО не увидит здесь эффективного сотрудничества, дает понять Нурик, то альянс перестанет выносить на совместное обсуждение сколько-нибудь важные вопросы. Нурик ожидает, что на саммите может быть сделано заявление о признании России страной с рыночной экономикой, а к концу лета сенат отменит поправку Джексона-Вэника. Участие Белого Дома в налаживании двусторонних контактов фактически может быть выражено в политической поддержке бизнес-диалога, в признании рыночности российской экономики, в энергетическом партнерстве. Для давления на инвесторов у Белого Дома нет иных инструментов.

По мнению Тренина, саммит закрепляет изменения в отношениях, произошедшие за последние годы. Их основной смысл в том, что США более не скрывают асимметрии двусторонних отношений и Россия признала однополярность существующего порядка, согласившись с выходом США из Договора по ПРО, с расширением НАТО на восток и с новым договором по СНВ. Повестка взаимодействия: 1) интеграция России с Западом; 2) сохранение международной стабильности; 3) борьба с терроризмом; 4) энергетическое партнерство; 5) дипломатия треугольника "США-Россия-Китай". При этом важнейшим фактором движения вперед по этим направлениям станет не уровень взаимодействия с Западом в рамках международных институтов (G8, НАТО, ЕС), а внутренняя политика. "Проблема интеграции v это проблема внутренней трансформации", - говорит Тренин. При этом Тренин не склонен полагать, что российско-американские отношения быстро вырастут в объеме (сегодняшний уровень торговли соответствует торговому обороту между США с Коста-Рикой).

Дмитрий Тренин ответил на несколько наших вопросов:

Вы определили сегодняшнее состояние отношений между Россией и США как "неустойчивое, но развивающееся партнерство". В чем выражается эта неустойчивость?

Если говорить о российской ситуации, то прежде всего в том, что курс президента Путина во внешней политике пока не встречает понимания и одобрения большей части политической элиты. Экономическая элита с ним согласна, а политическая с трудом воспринимает новую ситуацию и обращается к президенту с большими вопросами. Политика Путина реально очень сильно расходится с представлением этой элиты о месте России в мире, о характере политики Соединенных Штатов и так далее. Здесь на самом деле сшибаются две повестки дня внутри России. Одна v традиционная, основанная, очень условно говоря, на державном видении России, и другая v современная, основанная на глобализации. Эти две повестки находятся в конфликте. Путин, совершенно очевидно, является сторонником глобалистской модели развития России, встраивания России в современный мир, превращения в успешную, процветающую, прежде всего экономически здоровую страну. А для его оппонентов, фактически v оппонентов его курса, главным все-таки является сохранить остатки того, что разрушилось в последнее время.

Неустойчивый характер отношений должен свидетельствовать о взаимной v или односторонней - настороженности. Именно конфликт представлений элит внутри России настораживает Запад?

Запад всегда задает один вопрос, он слышен повсюду: что будет, если Путин внезапно сойдет с политической сцены? Как изменится российский внешнеполитический курс, внутренняя политика, экономическая политика? Это очень актуальный вопрос для Запада. Но я не хотел бы, чтобы создалось впечатление, что все проблемы находятся на российской стороне. Есть проблемы и на западной, в том числе на американской стороне. Нынешняя американская администрация начала действовать с убеждения, что Россия перестала быть важным фактором в мировой политике, что от России мало что зависит. Теперь администрация нашла место для России в том взгляде на мир, который у нее вообще сформировался. Но это опять-таки не значит, что эта или следующая администрация под влиянием тех или иных обстоятельств не вернется к представлению о том, что Россия v настолько незначительная величина, что ею можно пренебречь. Это, конечно, приведет к реакции в России, создаст дополнительные проблемы для политики, направленной на встраивание России в то, что можно условно назвать Западом.

Какая администрация Белого Дома более способствует налаживанию эффективного партнерства v республиканская, которая скорее опирается на риторику интересов, или демократическая, более склонная оперировать категориями ценностей? Или в сегодняшнем глобальном раскладе этот партийный вектор не столь существен?

Я думаю, что без опыта, который был накоплен во время администрации Клинтона и администрации Ельцина в России, не было бы достаточно материала, чтобы продвинуться к следующему этапу, условно говоря v этапу Буша-Путина. Я бы не стал хвалить республиканцев и ругать демократов, утверждать, что республиканцы все понимают и интересы - это гораздо более прочная основа, нежели ценности. Ценностями тоже придется заниматься. Реальная интеграция России в западное сообщество сможет произойти только в том случае и в тот момент, когда ценности, которые разделяет Запад, будут усвоены вполне и здесь, в России. Не правительством, не двумя-тремя людьми или какой-то кучкой наверху, а когда они станут частью российской действительности. Я думаю, что это произойдет. Но до этого еще идти долго.

Поэтому я бы не стал противопоставлять одну администрацию другой. Обе совершали ошибки. Администрация Клинтона v когда занималась микроменеджментом российской ситуации. На этом она, можно сказать, погорела. Если бы Джордж Буш не совершил бы, на мой взгляд, совершенно непредсказуемый личный позитивный поворот в сторону Путина на встрече в Любляне, если бы он не "заглянул в его душу", как он об этом говорил, - события тоже могли бы развиваться в другом направлении. Америка могла бы прийти к выводу, что лучший способ общения с Россией v это жесткое давление, за которым следует еще более жесткое давление. Этого тоже мы, к счастью, не испытали.

Ваш коллега Роберт Нурик полагает, что во время саммита США могут признать Россию страной с рыночной экономикой, а отмена поправки Джексона-Вэника реальна уже этим летом. Вы готовы подтвердить этот темп? Насколько важны эти шаги?

И в том и в другом случае речь идет о политике. США, например, признали Казахстан страной с рыночной экономикой. Я не думаю, что российская экономика сильно отстала от казахской. Поэтому решение в значительной степени политическое. И оно направлено на поощрение положительных тенденций в экономическом, ну и в политическом развитии. Поэтому я считаю, что такое решение вполне возможно. Другое дело, что это внутреннее американское решение. Оно может быть объявлено во время саммита, но это не предмет российско-американских переговоров. Вопрос о признании или непризнании страны страной с рыночной экономикой v это дело американского правительства, национальное решение Соединенных Штатов. Причем это решение теоретически необязательно для всего остального человечества.

Что касается поправки Джексона-Вэника, то американский парламент не успевает ей заняться по процедурно-политическим мотивам. Она совершенно изжила себя, это не просто анахронизм, но уже какая-то историческая насмешка. Все это понимают, администрация пытается воздействовать на конгресс, но в конгрессе большинство принадлежит другой партии - и конгресс может посчитать, что он не обязан следовать тому графику движения, который предлагает Белый дом. Потому что из Белого дома, как известно, в конгресс ничего не "спускается" v там более горизонтальные отношения. Эта смешная поправка уйдет. Конечно, ее отмена, как и признание России страной с рыночной экономикой, повлияют на общую атмосферу. Но главное для России v это вступление в ВТО. Даже не столько с точки зрения выторговывания благоприятных условий и неких разменов, сколько с целью использовать членство в ВТО для ускорения российских внутренних экономических и политических преобразований. Причем это ускорение должно идти таким образом, чтобы не революционизировать российскую внутриполитическую ситуацию. Чтобы эти преобразования шли быстро, но не отрываясь от реальной действительности с риском резкого отката назад.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).