Болгария закрыла воздушное пространство для российских самолетов, следующих с гуманитарной помощью в Сирию. МИД страны объяснил решение возникшими сомнениями по поводу характера перевозимых грузов. Реакция Софии является вполне закономерной на фоне обеспокоенности США по поводу возможного усиления военного присутствия РФ в Сирии.
На данный момент речь идет не только о поставках военной техники, но и о непосредственном участии российских военнослужащих в боевых действиях. В конце августа в сети появились фотографии проходящего через Босфорский пролив десантного корабля «Николай Фильченков» с военной техникой на борту. Позже сообщалось о том, что российская авиатехника и военнослужащие находятся на авиабазе недалеко от Дамаска, и их задействуют в операциях против ИГ. Конкретнее цифры называли турецкие СМИ. По их данным, 16 августа на правительственный аэродром близ Дамаска прибыли шесть истребителей Миг-31.Кроме того, источники сообщали о возможной переброске из России в Сирию тысячи военных. Причем речь шла не только об инструкторах и военных советниках.
В Минобороны России информацию об авиатехнике опровергали. «Боевая авиация ВВС России находится на аэродромах постоянного базирования и в районах выполнения задач в соответствии с планом подготовки войск и несения боевого дежурства», — заявлял источник в ведомстве. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призывал не верить в сообщения СМИ о возможных бомбардировках ВВС России позиций террористической организации «Исламское государство».
В Белом доме выражали обеспокоенность в связи сообщениями о том, что Россия перебросила в Сирию военный контингент. Пресс-секретарь американской администрации Джош Эрнест пояснил, что в США опасаются использования усиления военного присутствия РФ для оказания поддержки режиму Башара Асада. По его словам, Вашингтон считает подобные шаги дестабилизирующими и контрпродуктивными. Эрнест отметил, что поставки российских вооружений могут привести к эскалации конфликта и возможной конфронтации с коалицией, которая действует против ИГ.
Стоит отметить, что представитель госдепартамента США Марк Тонер заявлял, что американские власти внимательно следят за сообщениями о возможном присутствии российских военных в Сирии, однако точной и проверенной информации по этому вопросу у Вашингтона нет.
Обеспокоенность Белого дома привела к тому, что власти США попросили Грецию закрыть небо для летящих в Сирию российских самолетов — в Афинах подтверждали поступление подобного запроса.
«Я сожалею, что под давлением Вашингтона и, видимо, под давлением Брюсселя, где находятся штаб-квартиры НАТО и ЕС, некоторые страны уходят от выполнения того, что я назову их международным долгом, а именно: предоставления воздушных коридоров для пролетов самолетов, занимающихся решением гуманитарных задач», — заявлял замглавы МИД России Сергей Рябков. По его словам, для доставки гуманитарных грузов будут найдены альтернативные маршруты.
Усилением сотрудничества РФ и Сирии были обеспокоены и в НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заявлял, что встревожен сведениями о переброске российского военного персонал и авиации в Сирийскую Арабскую республику (САР).
В самой Сирии информацию о наращивании военного присутствия России опровергают. Так, министр информации САР Омран аз-Зоуби в одном из последних интервью заявлял, что российских войск в стране нет, а все слухи об этом «фабрикуются западными разведывательными кругами», чтобы представить армию страны слабой настолько, что она должна обращаться за помощью.
«Наши связи с русскими, в том числе в военной сфере, развиваются давно. Но присутствия российских войск в Сирии нет. Никакой военной активности на суше, в морском и воздушном пространстве Россией не ведется», — отмечал министр.
По словам спецпредставителя российского президента по Ближнему Востоку и странам Африки Михаила Богданова, военные специалисты из РФ в Сирии присутствуют, однако они не воюют, а обучают представителей вооруженных сил страны. «Наши контракты с Сирией реализуются, поставляется различного рода техника, эта техника нуждается в обслуживании, наши партнеры — представители сирийских вооруженных сил нуждаются в помощи и подсказке, обучении использованию этой техники, что предполагает отправку вместе с партиями военного снаряжения и наших военных специалистов, которые обучают на месте наших сирийских партнеров», — пояснял Богданов. Он отметил, что военно-техническое сотрудничество осуществляется в соответствии с российским законодательством и требованиями международного права.
Участие российских военных в боевых действиях также отрицал и Владимир Путин. «Говорить о том, что мы готовы сегодня это сделать (участвовать в военных операциях — прим. "Полит.ру"), — пока говорить об этом преждевременно, но мы и так оказываем Сирии достаточно серьезную поддержку и техникой, и подготовкой военнослужащих вооружением», — заявлял он. По словам президента, контракты по поддержке Сирии вооружением были заключены еще пят—семь лет назад, и Россия выполняет их в полном объеме.
Кроме того, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщала, что глава ведомства Сергей Лавров в ходе телефонного разговора с госсекретарем США Джоном Керри подтвердил оказание военной помощи Сирии. Лавров заявил, что она всегда оказывалась и оказывается. По его словам, Россия никогда не скрывала, что поставляет сирийским властям военную технику для борьбы с террористами.
Как сообщил «Ведомостям» источник в оборонно-промышленном комплексе, обвинения в отправке военного контингента в Сирию является формой давления на Кремль из-за того, что поставки вооружения в регион в последнее время действительно увеличились. Эксперты полагают, что пропаганда на Западе началась, по-видимому, из-за возможного удара по Асаду — поставки техники сирийской армии могут просто нарушить этот план.
Глава «Карнеги Европа» Ян Техау считает, что Сирия является единственным стратегическим плацдармом России на Ближнем Востоке, а борьба с ИГ может быть обусловлена стремлением к внутренней безопасности. По его мнению, режим Асада, который воюет с собственным народом, для Запада неприемлем. Однако интересы России и Запада совпадают в том, что в сложившейся ситуации хуже ИГ, а не Асад.
По мнению других экспертов, Москва пытается сохранить роль главного посредника по сирийскому вопросу и наладить диалог с Западом, однако взаимное недоверие гораздо выше, чем в 2013 году, когда Россия и США стали инициаторами резолюции об уничтожении химического оружия. Кроме того, некоторые аналитики полагают, ведение боевых действий на стороне Дамаска породит непредсказуемые риски и станет серьезной ошибкой. При этом не исключается, что участие Москвы в сирийском кризисе может быть менее масштабным и носить отвлекающий характер.