будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Белоруссия Донецк Казахстан Луганск США Украина
Июль 19, 2025
Мир
Чижов Георгий

О Донбассе как Боснии

О Донбассе как Боснии
600-450_j5iNyMm
Тренировка миротворцев

США готовят предложения по введению на территорию Донбасса миротворцев и учреждению там внешней администрации, утверждают СМИ. Кроме того, президент США Дональд Трамп предложил перенести переговоры по урегулированию на Донбассе из Минска в другое место. Политологи усматривают в последнем предложении желание изменить формат переговоров.

О том, что Вашингтон рассматривает  возможность внести подобные предложения, сообщил 19 января в своем Telegram-канале Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы». По его сведениям, речь может идти не только о введении миротворцев на всей территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (причем миротворцы эти будут не из России и не из стран НАТО), но и о создании внешнего управления для этих территорий, наподобие того, как было сделано в Боснии и Герцеговине или в Косово.

«В предложениях по урегулированию ситуации в Донбассе может возникнуть следующее – не только миротворцы по всей территории – причем ни из России и не из стран НАТО – Швеция, Казахстан, Армения…, но и введение внешней администрации по примеру Боснии и Герцеговины или Косова. Американская сторона думает над формулировками», – утверждает Венедиктов.

 
Военнослужащие сил ОНН / flickr.com

Между тем российские политологи высказали мнение, что минские договоренности по урегулированию ситуации на востоке Украины хотят ликвидировать, передает информационное агентство РИА Новости. Эта мысль возникла у них после того, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил: в беседе с ним президент США Дональд Трамп высказался в пользу переноса переговоров из Минска. Сам Назарбаев ранее, напомним, предлагал в качестве места для проведения переговоров Астану.

Кроме того, политологи отмечали, что Верховная Рада Украины 18 января приняла закон «О реинтеграции Донбасса», противоречащий Минским соглашениям.

В самом Минске к идее переноса места проведения переговоров отнеслись спокойно. Как заявили в МИД Белоруссии, переговоры можно проводить где угодно. «Вряд ли что-либо зависит от места проведения переговоров. Переговоры по Украине можно перенести хоть в Антарктиду, если будет уверенность в их успехе», – отметил министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей, чьи слова приводятся на сайте ведомства.

Прокомментировать для «Полит.ру» информацию согласился Георгий Чижов, вице-президент, руководитель украинского бюро фонда «Центр политических технологий». По его мнению, такое предложение, если оно прозвучит, будет принято всеми участниками переговоров без восторга – хотя, возможно, Киев все-таки отнесется к нему несколько более благожелательно, чем Москва.

«Строго говоря, предложение ввести не только миротворцев, но и внешнюю администрацию на Донбассе, хотя и «подкупает своей новизной», как говорится, пока неприемлемо ни для российской, ни для украинской стороны. Неприемлемо оно для них по разным причинам.

Что касается России, то, во-первых, она, скорее всего, не согласится (во всяком случае, пока не соглашается) на размещение миротворцев по всей территории Донбасса – и, главное, на их размещение на границе. Россия также вряд ли согласится с внешней администрацией, которую не сможет контролировать.

Но и для Украины это вряд ли приемлемо. Потому что если мы говорим о примере Боснии и Герцеговины или же Косово, то там мы имеем дело с гражданским конфликтом между различными этническими группами в рамках одного государства. А позиция Украины заключается в том, что никакого гражданство конфликта на Донбассе нет, а то, что там наблюдается, есть результат агрессии. И в этом случае, конечно, внешняя администрация кажется не очень адекватной мерой.

 
Военнослужащие ВСУ / flickr.com

Хотя вполне возможно, что если Дональд Трамп с такими предложениями выступит и сотрудники внешнеполитического ведомства США попытаются их адаптировать к позициям сторон, то это может привести к каким-то подвижкам.

Где проводить переговоры – в Минске или в Астане, – я большой разницы не вижу, если речь идет только о месте. В Минск ближе летать, скажем так: он ближе и к Москве, и к Киеву. И, в общем-то, Александр Лукашенко, при всей своей сложной репутации, как хозяин и в некотором роде модератор этих переговоров никогда никаких претензий не вызывал. Другое дело, если речь идет о смене формата. Вот тогда, может быть, и имеет смысл символически куда-то перенести переговоры, если будет переход от минского формата к некоему астанинскому или какому-то еще.

Но в целом для меня все это – новость, и надо будет послушать, когда все будет официально озвучено. Хотя реакция сторон предсказуема: как я уже сказал, вероятно, поначалу и та, и другая сторона от этой идеи откажутся. Ну, украинские заявления, пожалуй, будут более благожелательными.

Отдельный вопрос – из вооруженных сил каких государств формировать миротворческий контингент. Вообще в миротворческих силах ООН кто только ни выступает – есть даже филиппинские солдаты, насколько я знаю. Но все-таки если среди миротворческих сил вообще не будет европейцев, это будет немножко странно. Есть, конечно, в Европе страны, которые не входят в НАТО, но после 2014 года они практически все стали ситуативными противниками НАТО, испугавшись России. Те же Швеция и Финляндия, которые на протяжении всей «холодной войны» оставались нейтральными, в 2014 году впервые попросили о размещении воинских контингентов НАТО.

Словом, неизвестно как Россия отнесется к миротворцам и из таких стран. Конечно, Россия может посмотреть на это и благожелательно, потому что все же эти страны в НАТО не вступали и не собираются. Но получается все же, будто Европа сейчас выступает практически единым фронтом против России – или хотя бы что она находится на другой стороне, особенно в вопросе украинского конфликта. И найти каких-то арбитров абсолютно нейтральных действительно возможно будет только на других континентах. Причем если речь вести об американском континенте, то тут можно говорить только о южной его части – что может представлять собой отдельную проблему.

 
Американские военнослужащие / flickr.com

Но вообще инициативы интересные. И когда Трампа избирали, от него ждали каких-то нестандартных ходов. А если комментировать мысль, что роль США в мире снижается, то нечто подобное отмечалось еще в последние годы пребывания у власти Барака Обамы. Что касается событий на Украине, то мне кажется, что там с самого начала, считая Майдан (хотя в России принято думать, что все это устроили американцы), американцы влияли очень мало и все время только догоняли события. Если сейчас США станут играть какую-то ключевую роль в урегулировании, это вообще изменит парадигму. Потому что за последние четыре года американские представители если где-то и появляются, то да, сильно постфактум, выдвигают предложения, которые никто не принимает, и, на мой взгляд, отстают в плане инициативы.

Тем эта действительно болезненная, потому что США пытаются оказать наиболее значимое давление на Россию в плане санкций – ну, вот мы сейчас ждем новых санкционных списков. Может быть, как раз предполагается предъявить кнут и пряник: вот, мол, вам «кнут» – в виде санкционных списков, а вот «пряник» – в виде возможности выйти из тупиковой ситуации с возможностью сохранить лицо и уберегшись от некоторых санкций.

Что могло бы дать местное управление, если бы такое предложение прозвучало и было принято? Сложно сказать. Я общался с людьми, которые бывали в Косово, и они говорили, что там-то все очень четко. Но там – огромное количество персонала, в том числе военного. И, возможно, это несет в Косово некую западную управленческую культуру. А вот с Украиной не совсем понятно, кто же будет этой внешней администрацией, представители каких стран… Там все действительно гораздо сложнее. Потому что вопрос о независимости этих территорий вроде бы никем не ставится (ну, кроме их руководства). А внешняя администрация должна быть переходной для чего? Для все-таки следующего за ее созданием перехода в состав Украины?

Ну, если бы это было где-то четко прописано, то, возможно, в таком ключе Украина и могла бы рассматривать это предложение, чтобы осуществить более мягкий и безболезненный переход обратно. Но с этим могут не согласиться «элиты» Донецка и Луганска – бенефициары нынешнего положения дел. Уж не говорю о населении – там надо отдельно разбираться, что именно думает и чего хочет население. Оно вполне может хотеть разного.

Словом, надо, чтобы это предложение прозвучало. Сам я уверен в том, что какие-то быстрые результаты на Донбассе невозможны. Поэтому любое новое предложение очень интересно тем, что оно может запустить процесс куда-то в другую сторону, причем на входе в новое направление процесса мы совершенно не знаем, куда он вырулит. Можно дискутировать по поводу внешней администрации – а в процессе дискуссий придти к какому-то совершенно иному варианту, который пока не кажется практически реализуемым. В общем, я за всякое движение – кроме полномасштабных боевых действий», – сказал Георгий Чижов.

Чижов Георгий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).