Скандал в Налоговой службе США, связанный с «предвзятым отношением» к благотворительными организациям, поддерживающим Республиканскую партию, уже привел к отставке Стивена Миллера, руководителя ведомства, который пообещал покинуть свой пост через две недели. Но возмущенное американское общество вряд ли позволит властям ограничиться этой мерой. Благотворительные организации в США играют ключевую роль в ходе сбора средств для спонсирования избирательных кампаний кандидатов на выборах всех уровней.
Республиканцы надеются на дальнейшее «развитие ситуации» в своих интересах. Они окрестили эту историю «Обамагейт», сравнивая ее с Уотергейтским скандалом, который привел к отставке президента Никсона. Пока причастность Белого дома к «инциденту в Налоговой службе» не подтверждена, но консервативно настроенная часть общества требует «расследования преступления», которое, по их мнению, может стоить президенту его должности.
О подозрениях по поводу «чрезмерных проверок» консервативных благотворительных организаций ревизоры Федерального казначейства официально сообщили 14 мая в своем пространном докладе, но некоторые данные из этого документа попали в прессу еще в прошлую пятницу.
Специалисты казначейства обвиняют налоговиков в «неэффективном управлении», которое привело к выбору «неприемлемых критериев» для решения вопроса о присвоении некоторым юридическим лицам статуса «благотворительных организаций». Эта категория организаций, в соответствии с американским законодательством, дает право на освобождение от налогов.
Ревизоры воздерживаются от каких-либо политических выводов, но обращают внимание, что в чиновники Налоговой службы сознательно затягивали процесс предоставления этого статуса, запрашивая «чрезмерное количество дополнительной информации». В результате процедура иногда могла тянуться до трех лет, а многие организации, отчаявшись, отзывали свои заявки.
В качестве критерия для таких «тщательных проверок» налоговики избрали определенные «ключевые слова» в названиях юридических лиц. Своеобразными маркерами, свидетельствующими о принадлежности организации к консервативным кругам, стали словосочетание Tea Party («Чаепитие»), лозунг Take Back the Country («Вернем себе страну»), а также цифры «9/12» - символ одного из прореспубликанских общественных движений (его основатель, политолог-консерватор Гленн Бек призывал вернуть стране то «духовное единение», которое царило на следующий день после терактов 11 сентября).
Наибольшее внимание в американском обществе привлекли факты притеснений благотворительных организаций, ассоциирующихся с неформальными клубами «Движения чаепития». Название этого гражданского движения является отсылкой к событиям 1773 года — Бостонскому чаепитию, символизирующему борьбу с несправедливым налогами, введенными властями метрополии императивно, без учета мнения местного населения.
Объединения граждан, не имеющие официальных руководителей, начали возникать по всей стране в 2008-2009 гг., после ухудшения экономической ситуации в США. Американцы устраивали «антиналоговые демонстрации», выражая недовольство жесткими мерами правительства, которые предпринимались для сокращения госдолга и бюджетного дефицита.
Однако, заметную роль в политической жизни США «Движение чаепития» начало играть в 2009 году, после прихода к власти президента-демократа Барака Обамы. Республиканцы быстро приобрели лидерство в неформальных объединениях «чаевников» и сумели направить общественное недовольство против своих политических оппонентов. Среди участников движения начала проводиться активная агитация. Появились и благотворительные организации, собиравшие пожертвования в пользу кандидатов-республиканцев.
На выборах в Конгресс в 2010 году, когда Демократическая партия потерпела поражение, The New York Times насчитала 138 кандидатов, получивших «заметную поддержку Движения чаепития». Все они были членами Республиканской партии.
Согласно докладу ревизоров казначейства, жалобы на чрезмерное затягивание процесса присвоения статуса «благотворительной организации» начали поступать от конгрессменов в 2012 году, во время «промежуточного избирательного цикла». В связи с этим в главном офисе Налоговой службы и в ее подразделении в городе Цинциннати, отвечающем за «принятие решений», была проведена проверка.
Ее результаты показали, что как минимум с весны 2010 года сотрудники налоговой службы по распоряжению начальства отслеживали названия юридических лиц, содержащих определенные термины, «относящиеся к политике». Кроме того, учитывались и названия, содержащие критику «текущего состояния государственного управления» и «налоговую политику правительства». Названия организаций заносились в специальную базу данных, которую в ведомстве окрестили «Будь на чеку» (Be on the lookout или BOLO).
Проверка показала, что из 298 заявок тех организаций, у которых запрашивали «дополнительную информацию», примерно треть содержала ключевые слова. При этом 160 заявок, по которым до сих пор не вынесено решение, находятся на «пересмотре» уже довольно продолжительное время — от 206 дней до трех лет.
В среду Барак Обама вынужден был выступить со специальным обращением, в котором резко осудил действия руководства Налоговой службы. «Я просмотрел доклад Федерального казначейства. Выявленные нарушения являются непростительными. И американцы, выражающие свою злость в связи с этим случаем, абсолютно правы. Я и сам разозлен. Я не потерплю подобного поведения ни в одной из федеральных служб, тем более, в Налоговой службе, которая имеет такие возможности влияния на нашу жизнь. И как я уже говорил, политические взгляды, которых придерживается гражданин, не должны иметь никакого значения. Налоговая служба должна действовать абсолютно объективно», - сказал президент.
Американское налоговое ведомство извинилось за происшедший инцидент, Стивен Миллер признал, что организация «допустила ряд ошибок» из-за роста числа заявок в 2010 году, а Барак Обама пообещал, что в ближайшее время будут «выработаны необходимые законодательные меры», которые позволят предотвратить подобные случаи в будущем. В свою очередь, ФБР сообщило о начале расследования деятельности чиновников. Правда, следователи призывают не делать поспешных выводов и пока пытаются выяснить, какие именно законы могли быть нарушены в данном случае.
Трудно судить о конечном «политическом эффекте», который принесли манипуляции работников Налоговой службы США. Если с 2010 под 2012 гг. демократы и сумели каким-то образом использовать замедление роста числа республиканских благотворительных организаций, то нынешний политический скандал однозначно ликвидировал это преимущество.
Налоги и налогообложение играют заметную роль в представлениях американцев о гражданской ответственности и роли человека в обществе. Разговоры о повышении налогов неизменно воспринимаются как посягательство на гражданские права и индивидуальную свободу. А уж если государственные чиновники допускают какие-либо сознательное нарушения налогового законодательства, да еще делают это по политическим мотивам, то всеобщее возмущение просто гарантировано.