В воскресенье, 3 октября в непризнанной Абхазии прошлое выборы президента. В следующее могут состояться повторные выборы в Гальском районе республики — если из не отменят.
Но и без повторных выборов понятно, что Абхазия не проголосовала за поддержанного Москвой Рауля Хаджимбу — потому что обиделась. С учетом данных по Гальскому району Сергей Багапш набирает более 50%. Без учета — 45,78%. Агрессивно поддержанный Россией Рауль Хаджимба — 38,47%.
О своей обиде говорил таксист, который вез меня по улице полуразрушенного Сухуми. Об этом возмущенно переговаривались соседи по столику в кафе. Это задело даже Батал Кобахия, исполнительного директора Центра гуманитарных программ, члены которого стали основателями лиги, осуществляющими гражданский контроль за выборами: «Что за певица такая, Юля Чичерина — возмущался Кабахия — голоса нет, а сиськи наружу».
За три дня до выборов на центральной площади полуразрушенного Сухуми прошел шестичасовой гала-концерт на котором выступление привезенных из России звезд эстрады чередовались с призывами российских политиков отдать свой голос за Рауля Хаджимбу. Из политиков были: депутаты Владимир Жириновский, Артур Чилингаров, Константин Затулин, Аркадий Баскаев, а также заместитель генерального прокурора РФ Владимир Колесников.
В другое время отвыкшие от концертов жители Абхазии может быть стерпели бы и сольный концерт прокурора Колесникова, — концертами непризнанную республика не избалована. Но не 30 сентября, когда празднуется День независимости, депутату Чилингарову говорить о том, что у Абхазии есть последний шанс «сесть на последний поезд в Россию».
День независимости Абхазии — он еще и День победы. Как сказано на официальном сайте Абхазии «в этот день, 11 лет назад закончилась грузино-абхазская война победой абхазских вооруженных сил». А певец Олег Газманов перед приветствовал собравшихся «Добрый вечер Аджария!», потом, услышав недовольный гул, поправился. Но путать победившую Абхазию со сдавшейся на милость Грузии Аджарией, в День Победы, а потом призывать голосовать за одного из депутатов…
Кроме того, согласно абхазским выборным законам, проводить агитацию в дни общенациональных праздников нельзя. И об этом всем известно. Так же как в России, скажем, всем известно, что нельзя агитировать за день до голосования. И это демонстративное нарушение закона — тоже сыграло не лучшую службу кандидату Хаджимбе.
От новой власти сухумцы ждали наведения порядка, а наведение порядка, как я понял из разговоров с сухумцам — это когда живут по закону.
Ну как, опасно у вас жить, — спрашиваю я Эмму. Эмма армянка, ей 45 лет, у нее восемнадцатилетняя дочь. Она подрабатывает за счет туристов — дает им ночлег за деньги.
Живя в непризнанном а следовательно незаконном государстве, на изрядной части которого — от Сухуми до российской границы наладилась некоторая сносная и похожая на настоящую жизнь, людям не хочется этого терять. Развалины оставшиеся от войны начинают зарастать травой, гарь с сожженных многоэтажек за десять лет вымыло дождем, однако все это по прежнему перед глазами. Есть лишь два способа хотя бы законсервировать сложившееся положение, чтобы картина мира не рухнула в войну — держаться за Россию и наводить порядок, который есть закон.
С законом были проблемы и на выборах. Да и нельзя, наверное придумать такого закона, чтобы можно было провести выборы в республики, где половина людей убежала из страны, а изрядная часть из оставшихся переселилась в их дома. Выход, казалось, был найден — за месяц до выборов ЦИК Абхазии провел подомный обход, практически настоящую перепись.
Выборы были поставлены под жесткий гражданский контроль — полные списки избирателей были вывешены на каждом участке. Наблюдатели от кандидатов присутствовали практически на всех участках, даже самых отдаленных. В Сухуми, где сосредоточено большинство населения, их случалось человек по десять, в том числе и от общественных организаций. Люди садились в три ряда на стулья и пристально смотрели, как избиратели, выходя из кабинок, опускают бюллетени в прозрачные урны. Контроль был практически полным. Единственное, что нельзя было проконтролировать — это дополнительные списки. Они-то и стали предметом раздора. Причиной отмена выборов в Гальском районе послужили именно они.
Абхазия не проголосовала за поддержанного Москвой Рауля Хаджимбу потому что обиделась. И если что произойдет, то виноватой все равно остается Россия, которая не дала возможность Абхазии самостоятельно выбрать пророссийского кандидата.