В Москве объявлена война. Влиятельный господин, осведомленный о ситуации в Кремле, лично подтвердил "Полит.Ру" слухи, уже месяц с лишним курсирующие в прессе: по словам этого важного лица, руководство ФСБ и все питерское чекистское окружение Путина через Генеральную прокуратуру "нагло, отвязанно и агрессивно" ведут борьбу за власть, используя "самые мерзкие методы". Конкретно упоминаются все те же Игорь Сечин, глава президентской канцелярии, Виктор Иванов, замглавы Администрации по кадрам, глава ФСБ Патрушев, его зам Заостровцев, Сергей Пугачев, глава Межпромбанка, и генпрокурор Устинов. Положение, продолжает важное лицо, "крайне опасно", и президент Путин не чувствует нависшей над страной угрозы, полагая, что "может проконтролировать любую ситуацию", в то время как основная цель "питерцев в погонах" v сбросить главу Администрации Волошина.
Генпрокурор Устинов, по выражению источника, "изначальная кадровая ошибка Путина", сейчас выступает как первый объект атаки со стороны гражданских сил в Кремле. Так, Глеб Павловский, ранее не называвший имен, в эфире ТВЦ в среду дважды ясно указал на Устинова как на одного из основных участников аппаратного передела. Силовой механизм, если верить источнику, включает, кроме Устинова, ФСБ, которой полностью подконтрольно МВД, а также налоговую полицию и московский суд. Собеседник "Полит.Ру" указывает, что силовую партию эти люди разыгрывают грамотно: первым был атакован глава МПС Аксененко, крайне непопулярный чиновник и в прессе, и в элитах. С другой стороны, генпрокурор Устинов, бесповоротно дискредитированная фигура, популярен еще менее, по крайней мере, среди относительно активной части общества. В целом, информированные персоны, не договаривая вслух, предлагают считать конфликт аппаратной битвой между темными силами КГБ и гражданской коалицией московской кремлевской группы, питерских либералов и крупного бизнеса.
Ясно, что что-то происходит. Ясно даже, что речь идет о крупных деньгах, сосредоточенных в разных привлекательных местах, будь то ГТК Михаила Ванина, против которого, по анонимной правительственной версии, ведет борьбу Юрий Заостровцев (положение Ванина, по мнению источника, сегодня весьма шаткое), либо алмазный фонд Якутии, где проходят не выборы, а крутая силовая игра. Но единственным свидетельством конфликта между группами, если не считать заявления Анатолия Чубайса в поддержку Аксененко, стала публичная перепалка премьер-министра Касьянова с главой Счетной палаты Степашиным. Хотя есть и другие, более косвенные, но очень ясные свидетельства: дело по Шойгу, когда генпрокуратура сначала на него напала, а потом, получив сигнал сверху, отъехала обратно, по определению не могло не быть политическим заказом. Никто не верит Устинову, и его сильные позиции, само функционирование прокуратуры v крупная политическая проблема. Понятно, что публикация телефонных переговоров Волошина минувшей весной имеет чекистскую природу. Тем не менее пока ниоткуда не следует, что в повестке дня v смена курса, который сегодня можно в двух словах описать как острожное, но настойчивое либеральное движение вперед.
Если цель пиар-атаки на чекистов в окружении Путина v мобилизовать активные силы общества против реакционного заговора в Кремле, то ссылок на случай с Аксененко явно недостаточно и требуются дополнительные веские доводы. Трудно не согласиться с мыслью, что подкоп под главу Администрации Волошина, если его ведут "питерцы в погонах", - это попытка опасной контрреформы системы власти, почти аппаратный военный переворот. Также ясно, что кадровые изменения в руководстве Администрации в сторону так называемого питерского либерального блока были бы еще одним шагом вперед на заявленном пути, хотя сами по себе и не сняли бы острых государственных проблем. Но сегодняшняя реальность в том, что даже непубличный шепот не наводит на однозначный вывод, будто отставка главы Администрации v актуальная тема дня.