будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Мир

Обязательства государства по различным льготам составляют 15% ВВП, лишь одна треть из них попадает к действительно нуждающимся; система льгот остается во многом социалистической - Демоскоп на Полит.Ру

В советской системе льготы были частью распределительного механизма, который, при уравнительном подходе к оплате труда, создавал, тем не менее, неравенство в обеспечении материальными благами. Пример этого механизма v цена на мясо в магазинах, которая было значительно ниже себестоимости. Разницу покрывало государство, однако мясо было дефицитным, и его можно было купить лишь в городах с привилегированным режимом снабжения или закрытых торговых системах. Таким образом ценовая льгота присоединялась к другим привилегиям. То же самое - с государственным жильем и коммунальными дотациями: получавшие бесплатное государственное жилье, получали вместе с ним и коммунальные дотации, причем, чем больше квартира - тем больше размер дотации. Основной принцип действия системы социальных льгот всегда был один и тот же: дать больше не тем, кто нуждается, а тем, кто достоин. Только начиная со второй половины 1970х появились льготы для бедных семей, однако эта категория социалистических льгот финансировалась всегда по остаточному принципу.

С началом рыночных преобразований основной задачей системы социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.). В то же время основные принципы льготной системы советского периода были сохранены. В результате, разного рода льготами было охвачено около 70% всего населения. Следствием стало резкое несоответствие обязательств государства реальным бюджетным возможностям: в 1999 г. обязательства только по федеральным льготам и пособиям составили 15% ВВП, при этом реальные расходы на них составили 6% расходов консолидированного бюджета, т.е. большая часть просто не была профинансирована.

При этом, система льгот, как показывает анализ, сохраняет свой социалистический характер - то есть увеличивает, по сути, имущественное неравенство. По данным бюджетных обследований Госкомстата, очевидный лидер по размеру выплат в расчете на одного получателя среди всех социальных льгот - льготы и дотации на оплату отдыха. Наиболее распространенными являются льготы на оплату транспортных услуг и жилья, но средняя величина их невелика. А вот дорогостоящие льготы на оплату отдыха (в 10-15 раз больше льгот на оплату жилья) встречаются лишь в 1,5-2,0% домохозяйств, и, скорее всего, это v не самые обездоленные. В целом, из общей суммы поддающихся учету расходов на социальную помощь только одна треть поступает малоимущему населению, остальные две трети получают те, кто может обойтись без них.

К этому надо добавить, что социальные льготы, усиливающие социальное неравенство, - далеко не единственные в нашей стране. В еще большей мере неравенство складываются за счет предоставления налоговых, таможенных и кредитных льгот. Например, налоговые льготы нам стоят не менее 5% ВВП, а таможенные льготы - около 1,5% ВВП. Как известно, принципы распределения здесь такие же, как и в случае с социальными льготами: льготы даются самым сильным и самым "заслуженным". Стало быть, сейчас социальные льготы в России v это лишь элемент более широкой государственной социально-экономической стратегии: предоставление привилегий в обмен на "заслуги".

Подробнее об этом, о том, как уйти от системы социалистического распределения льгот, и о том, кто от этой реформы пострадает, а кто - нет, читайте в очередном выпуске Демоскопа на Полит.Ру

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).