В советской системе льготы были частью распределительного механизма, который, при уравнительном подходе к оплате труда, создавал, тем не менее, неравенство в обеспечении материальными благами. Пример этого механизма v цена на мясо в магазинах, которая было значительно ниже себестоимости. Разницу покрывало государство, однако мясо было дефицитным, и его можно было купить лишь в городах с привилегированным режимом снабжения или закрытых торговых системах. Таким образом ценовая льгота присоединялась к другим привилегиям. То же самое - с государственным жильем и коммунальными дотациями: получавшие бесплатное государственное жилье, получали вместе с ним и коммунальные дотации, причем, чем больше квартира - тем больше размер дотации. Основной принцип действия системы социальных льгот всегда был один и тот же: дать больше не тем, кто нуждается, а тем, кто достоин. Только начиная со второй половины 1970х появились льготы для бедных семей, однако эта категория социалистических льгот финансировалась всегда по остаточному принципу.
С началом рыночных преобразований основной задачей системы социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.). В то же время основные принципы льготной системы советского периода были сохранены. В результате, разного рода льготами было охвачено около 70% всего населения. Следствием стало резкое несоответствие обязательств государства реальным бюджетным возможностям: в 1999 г. обязательства только по федеральным льготам и пособиям составили 15% ВВП, при этом реальные расходы на них составили 6% расходов консолидированного бюджета, т.е. большая часть просто не была профинансирована.
При этом, система льгот, как показывает анализ, сохраняет свой социалистический характер - то есть увеличивает, по сути, имущественное неравенство. По данным бюджетных обследований Госкомстата, очевидный лидер по размеру выплат в расчете на одного получателя среди всех социальных льгот - льготы и дотации на оплату отдыха. Наиболее распространенными являются льготы на оплату транспортных услуг и жилья, но средняя величина их невелика. А вот дорогостоящие льготы на оплату отдыха (в 10-15 раз больше льгот на оплату жилья) встречаются лишь в 1,5-2,0% домохозяйств, и, скорее всего, это v не самые обездоленные. В целом, из общей суммы поддающихся учету расходов на социальную помощь только одна треть поступает малоимущему населению, остальные две трети получают те, кто может обойтись без них.
К этому надо добавить, что социальные льготы, усиливающие социальное неравенство, - далеко не единственные в нашей стране. В еще большей мере неравенство складываются за счет предоставления налоговых, таможенных и кредитных льгот. Например, налоговые льготы нам стоят не менее 5% ВВП, а таможенные льготы - около 1,5% ВВП. Как известно, принципы распределения здесь такие же, как и в случае с социальными льготами: льготы даются самым сильным и самым "заслуженным". Стало быть, сейчас социальные льготы в России v это лишь элемент более широкой государственной социально-экономической стратегии: предоставление привилегий в обмен на "заслуги".
Подробнее об этом, о том, как уйти от системы социалистического распределения льгот, и о том, кто от этой реформы пострадает, а кто - нет, читайте в очередном выпуске Демоскопа на Полит.Ру