Недавние события на Украине, в частности в Одессе, получили широкое и неоднозначное освещение в западных СМИ. Что особенно характерно, это освещение вызвало очередную волну рефлексии относительно качества материалов, предоставляемых этими СМИ – среди прочего, обвинения в предвзятости, пропаганде и общей беспринципности.
Развернутый материал журналиста Роберта Пэрри (Robert Parry) под названием «Станет ли Украина Ватерлоо для New York Times» был опубликован по итогам репортажа собственно NY Times, посвященного одесским событиям 2 мая 2014 г. Сразу, впрочем, оговорим, что Роберт Пэрри, специализирующийся на журналистике расследований, ведет давнюю затяжную войну с этим изданием и регулярно публикует обличающие тексты в его адрес. NY Times, пишет Пэрри, - это издание, традиционно считающееся среди американской аудитории наиболее достоверным и подробным источником информации по внешнеполитической проблематике. При этом оно этим доверием злоупотребляет, что особенно заметно в последнее время, в момент резкого ухудшения отношений между Россией и США.
Прецеденты, по мнению Пэрри, были и раньше: «Хорошо известны провалы Times в освещении событий иракской войны... Аналогичным образом Times проявляла предвзятость в сирийском конфликте... Но предрассудки издания, проявившиеся на фоне украинского кризиса, поставили новые рекорды в послужном списке "протокольной газеты", которая постоянно возит воду для неоконсерваторов и прочих ястребов, до сих пор господствующих в госдепартаменте США. Все, что Times пишет об Украине, настолько загрязнено пропагандой, что необходим очень мощный фильтр, а также дополнительные сведения из независимых источников, чтобы получить хотя бы приблизительно достоверное понимание событий».
Для полноты картины Пэрри сравнивает этот репортаж NY Times с аналогичным из Washington Post, традиционно представляющей неоконсервативные взгляды. NY Times: «Насилие также имело место в прежде более спокойном портовом городе Одессе на Черном море, где десятки людей погибли в пожаре из-за столкновения между протестующими, участвующими в марше за единство Украины, и пророссийскими активистами. В результате столкновений как таковых четверо погибли и двенадцать человек были ранены, по словам украинского министра внутренних дел. Украинские и российские СМИ публиковали фотографии горящих зданий, летящие бомбы и людей, вооруженных пистолетами».
Washington Post: «В пятницу вечером проукраинская толпа напала на лагерь, где пророссийские активисты поставили палатки, и вынудили их спрятаться в находящемся поблизости правительственном здании, сказал очевидец. Тогда толпа стала бросать в здание коктейли Молотова. По сообщениям полиции, 31 человек погиб, задохнувшись дымом или прыгая из окон. Проукраинская активистка Диана Берг, когда ее спросили, кто бросал снаряды, сказала: "наши люди – но теперь они помогают им выбраться из здания"». «Обратите внимание, - комментирует Пэрри, - как Times старательно избегает возлагать ответственность на толпу сторонников переворота за попытки выжечь "пророссийских активистов" из здания... Из этого репортажа даже непонятно, кто погиб в здании и кто его поджег».
Что характерно, этот текст, представляющий распространенную позицию о предвзятости мейнстримных западных СМИ, сам небеспристрастен. В частности, NY Times опубликовала несколько репортажей о событиях в Одессе. Один из них представляет собой подборку фактов и мнений без каких-либо определенных утверждений относительно мотивов сторон. Там оговаривается, что среди погибших было «много пророссийских повстанцев, которые скрылись в здании профсоюзов, впоследствии подожженном". "Украинский МИД обвинил в этом насилии провокаторов, которым заплатили российские спецслужбы, а российский МИД обвинил украинскую националистическую группировку "Правый сектор"».
Дальше уже описывается последующая реакция Москвы и ее оппонентов: «Москва воспользовалась смутой в Одессе, чтобы в очередной раз раскритиковать идею выборов в Украине, назначенных на 25 мая, когда граждане должны будут проголосовать за нового президента и реформы конституции... США и Германия пригрозили России новыми санкциями, если она будет подрывать выборы». Также в материале подчеркивается, что несмотря на жесткую риторику с российской стороны, Кремль едва ли действительно прибегнет к военным действиям. Впрочем, можно отметить, что в этом материале выделяются две пары оппонентов: украинское правительство vs. российское правительство и пророссийские активисты vs. украинские националисты. И некая обобщенная сила в лице Запада. В этой системе граждане предстают как группы, которые отстаивают свои интересы, Кремль – как зловещий манипулятор, а украинское правительство – как его жертва, ищущая помощи у справедливого Запада.
Также можно заметить, что и в Washington Post опубликовано несколько материалов на эту тему, и был, среди прочего, такой, который отчетливо давал понять, что ответственность за насилие лежит на пророссийских активистах, которые были провокаторами, действующими по российской указке (текст называется «Пророссийские активисты напали на полицейский участок в Одессе, усугубляя украинский кризис»). «Хотя в Одессе проживает значительное этнически русское меньшинство - около 30% населения, - опросы показали, что большинство жителей хотят оставаться частью Украины», - поясняют авторы. Также они оговаривают, что украинское правительство теряет контроль, и угроза гражданской войны становится более актуальной, чем прежде.
Отметим, что британские СМИ Guardian и BBC воздерживаются от каких-либо трактовок и ограничиваются отсылками к различным источникам, избегая обобщающих выводов. В обоих случаях подчеркивается хаотичность произошедшего, а также противоречивость свидетельств. С достоверностью утверждается только то, что эти события свидетельствуют об усилении кризиса, что погибли люди и что США и Германия по этому поводу пригрозили России перспективой ужесточения санкций.
Если некоторый дисбаланс и наблюдается, то он проявляется преимущественно в косвенной форме. Так, BBC, например, опубликовала подборку цитат из украинских и российских СМИ по поводу одесских событий. Украинская подборка больше российской, и в ней представлены высказывания активистов и блогеров, в то время как российская в основном состоит из высказываний на мейнстримных российских телеканалах. Украинские источники в этой подборке выражают скорбь по поводу гибели людей и единодушно обвиняют империалистические претензии российской стороны. Российские, в свою очередь, заявляют о торжестве фашизма на Украине и бессилии властей.