будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Мир

Оккупация России

Оккупация России
98_01

Владимир Путин с точки зрения эмоционального эффекта и сценографии, безусловно, переиграл в Братиславе Джорджа Буша, причем даже в обсуждении демократии: его мысль о том, что успешные демократические институты обычно опираются на культуру и традиции страны, не вполне банальна. Кроме того, в СНГ стороны договорились действовать «прозрачно друг для друга», что, вроде бы, выгоднее России, так как США успешно справляются со сменой режимов и сами, без всяких консультаций с Москвой. Президент Путин, впрочем, всегда был прекрасен на международных пресс-конференциях, но как при проигранной артиллеристской подготовке и очевидной разнице в весовых категориях, при беспрецедентном ослаблении самого российского президента внутри страны, можно выиграть битву – загадка.

Загадка, впрочем, не очень сложная. Скорее всего, в существенной для Америки части бой был нашей стороной проигран. Могли бы быть разные гипотезы насчет того, чтобы было для Братиславы наиболее значимо: позиция по будущим разбирательствам со «странами-изгоями», американское участие в нефтяной и газовой отрасли России, американский контроль за распространением и безопасностью российского оружия.

Сейчас понятно, что с последним пунктом получается что-то вроде скандала. На официальном сайте президента опубликован документ под названием «Совместное российско-американское заявление о сотрудничестве по вопросам безопасности в ядерной сфере». Текст, интересный сам по себе, кроме того, изобилует опечатками, пропуском знаков препинания, пробелов и т.п. Копирую, пока не отредактировали, один абзац как есть, сохраняя орфографию и пунктуацию оригинала:

"Россия и Соединенные Штаты продолжат сотрудничество по усовершенствованию системы безопасности ядерных объектов и разработают план работ по совместным проектам на период до 2008года и далее. Признавая, что террористическая угроза имеет долгосрочный характер и постоянно эволюционирует, обе страны проведут в 2008году оценку своих совместных проектов и определят направления дальнейшего сотрудничества исходя из повышенного внимания к культуре безопасностиДве стороны разделяют задачу завершить к концу 2008 года все необходимое усовершенствование систем безопасности на объектах (включая четыре серийных завода) Федерального агентства по атомной энергии (Росатом), а также завершить к концу 2008 году все усовершенствование систем безопасности на ядерных объектах Министерства обороны России (включая все остающиеся объекты хранения 12 ГУ МО). К 1 июля 2005 года Министерство обороны России определит все остающиеся объекты, где необходимо провести усовершенствование систем безопасности. Посещения этих объектов Росатома и 12 ГУ МО начнутся до декабря 2005 года. в обеих странах".

“Коммерсантъ” в сегодняшней передовице обращает внимание на несовпадение опубликованных американской и российской версий «Совместного заявления» и трактует русскую версию следующим образом: американцы уже в этом году получат доступ на стратегические ядерные объекты России. Эту версию подтверждают недавние заявления американских сенаторов о необходимости принудить Россию раскрыться для американского контроля ее ядерных объектов.

Отдельного обсуждения требует вопрос, что означают опечатки текста. Неужели документ такого качества был согласован в качестве совместного заявления президентов? Является ли небрежность текста следствием быстрого внесения конкретизирующих по срокам изменений в процессе «успешных» переговоров? Или это результат позднейшей неловкой цензуры? Но тогда почему она не убрала самые опасные, с точки зрения общественного мнения и национальных интересов, куски?

Эти вопросы на самом деле имеют один общий ответ. Мы имеем дело с очередным признаком гниения административной машины. Недаром обращает на себя внимание смешение акцента в риторике трезвых американских аналитиков  - таких, как Николай Злобин, - с обсуждения угрозы новой русской диктатуры и сворачивания демократии к более реалистичному обсуждению угрозы безвластия и дисфункции государственного управления в России. Американская реакция понятна: если на какой-то важной территории происходит потеря управления, они туда обязательно придут наводить порядок - тем более, если речь идет о территории с таким ядерным потенциалом, с таким набором стратегических ресурсов, как Россия.

Вот ведь какая штука получается. Администрация президента России ужасно озабочена созданием политического противовеса «оранжевой чуме» и попыткам ввести внешнее американское управление в России. Так, по крайней мере, они объясняют идущей с ней молодежи. Иными словами, они продолжают работать с организационными фикциями и пиаром, полагая, что против возможной «революции» можно устоять, мобилизовав «идущих вместе» и каких-нибудь «наших». Между тем, реально потеря контроля за страной происходит параллельно, но зато в материальной реальности.

К части борьбы с тенями можно отнести и начавшуюся кампанию в СМИ против Михаила Касьянова, который сделал заявку на выборы-2008. Это тоже признак дисфункции – лучший способ породить «второго Ющенко», это поступить ровно как режим Кучмы – то есть начать преследовать и громко ругать потенциальных политических противников.

Если всерьез, то ближайшая тактическая задача политической власти в России для начала - установить минимальный контроль за рычагами управления. Смещение губернатора Аяцкова – по-своему неплохо, но поможет не очень, нужно продемонстрировать контроль за органами центральной власти. И здесь как раз не помешала бы точка опоры вне административной системы, более того - без нее не обойтись. Поэтому любая оппозиция должна быть усилена внутри легальной политической системы страны, политические инициативы должны быть неформально разрешены и даже усилены в процессе натурализации независимой политической инициативы внутри политической системы. Она должна быть втянута в диалог по поводу управления и реформ в России. Ее можно использовать для того, чтобы суметь уволить, ну, например, генерального прокурора, и показать этим управляемость и решительность.

Должен быть ряд действий, способных прекратить страхи и волнения в элите, дать ей возможность участвовать в управлении и в оппозиции. С помощью нее следует приструнить номенклатуру по критерию ответственности и исполнительности, а не по критерию саботажнического «одобрямса».

Политический рычаг (хоть оппозиционный, хоть проправительственный) должен удовлетворять критерию реальности, «настоящести». Осторожные заявки Михаила Касьянова, увы, сразу же попали в колею безответственных рассуждений о «нашем Ющенко» и заявлений «постмодернистского» Еленина-Березовского. И это плохо для любых разумных целей в российской политике – так усиливается бессодержательное, саморазрушительное противостояние т.н. «власти» и «оппозиции».

Революция в России может случиться с настоящим, отнюдь не бархатным пафосом восстановления суверенитета и великой державности - так, что нынешние «власть» и «оппозиция» в России могут умереть, не приходя в сознание.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).