будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ОПЕК Россия США нефть Саудовская Аравия
Май 19, 2025
Мир
Танкаев Рустам

ОПЕК. Теория распада

ОПЕК. Теория распада
5022702544_1fa56f35d2_o
Нефтяная вышка

Исследовательский центр в Саудовской Аравии изучает сценарии развития событий в случае распада ОПЕК, сообщают СМИ. При этом исследователи утверждают, что их работа не связана с недовольством США политикой ОПЕК.

Как пишет газета The Wall Street Journal, проблемой распада ОПЕК в Саудовской Аравии занимается финансируемый государством исследовательский центр. Его руководитель Адам Семински утверждает, будто исследование не связано с нападками президента США Дональда Трампа на деятельность картеля. В то же время источник издания, пожелавший остаться неназванным, заявил, что претензии США в проекте мер по защите ОПЕК будут учтены.

О том, почему США критикуют деятельность ОПЕК, реален ли сценарий распада организации или та постепенно трансформируется в иную структуру, а также о том, что будет происходить с регулированием рынка нефти в случае прекращения работы ОПЕК и надо ли эту организацию защищать, с «Полит.ру» поговорил Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК.

«Надо сказать, что Wall Street Journal – это, мягко говоря, пристрастный источник. Хочу напомнить, что Организация экономического сотрудничества и развития была создана через 6 месяцев после ОПЕК для того, чтобы уравновесить действия ОПЕК на нефтяном и других рынках. Wall Street Journal является рупором этой организации, поэтому говорить, что эта газета может высказать беспристрастное мнение, наивно.

По существу, ОПЕК распалась лет 5 назад. Де-юре ОПЕК сохраняется, но де-факто она распалась, потому что ни одного решения в течении ряда лет организацией не принималось. В ОПЕК возникли две фракции, которые между собой договориться ни о чем не могли; одну из них возглавляла Саудовская Аравия, другую – Венесуэла. В результате регулированием рынка ОПЕК в течение трех лет не занималась.

Представители Саудовской Аравии на саммите ОПЕК

После того, как цены на мировом рынке нефти очень резко упали, в игру включилась Россия. Оказалось, что она – единственный объединяющий фактор на нефтяном рынке. Во-первых, потому что она является фактическим лидером по объему и добычи, и экспорта нефти и нефтепродуктов; во-вторых, у нее нормальные отношения с такими противниками, которые вообще ни о чем не могут между собою договориться, как, например, Иран и Саудовская Аравия, Саудовская Аравия и Венесуэла. И этот список можно продолжать.

С подачи России была создана ОПЕК+, новое объединение, которое уже показало свою эффективность на мировом рынке, в отличие от ОПЕК. Фактически, сейчас работает именно это новое объединение; оно работает на временной основе, но сейчас речь идет о том, чтобы перевести его в постоянный формат и зафиксировать новую организацию окончательно.

У нее есть свои недостатки и проблемы, но самое главное, что эта организация, во-первых, никак не подчиняется Соединенным Штатам, она ориентирована на Россию; а во-вторых, она реально контролирует большую часть рынка межгосударственной торговли нефтью и нефтепродуктами, контролирует подавляющую часть запасов нефти и газа в мире; и эта организация дееспособна. Ее решения реально влияют на рынок, они позволят менять и действительно меняют цены в интересах членов организации.

Дисциплина, которая является индикатором дееспособности такого рода объединений, в ОПЕК+ достаточно высока. Во всяком случае, никаких глобальных нарушений, подобных тем, что были в ОПЕК в последние годы перед тем, как картель фактически перестал влиять на мировой рынок, тут нет.

Кроме того, у ОПЕК был существенный минус, который мешал нормально работать: организация перестала контролировать большую часть торговли нефтью и нефтепродуктами. То есть она уже не был определяющим фактором; соответственно, не было и никакого стимула заниматься регулированием, отслеживанием квот и так далее, поскольку на деле общий объем добычи и межгосударственной торговли стран ОПЕК составлял меньше половины в мире, то есть ОПЕК не была «владельцем контрольного пакета».

Если же посмотреть на ОПЕК+, то эта организация контролирует большую часть межгосударственной торговли в нефтяной сфере – стоит только вспомнить, что 21% межгосударственной торговли нефтью и нефтепродуктами обеспечивает Россия; 19,5% обеспечивает Саудовская Аравия, то есть вместе две страны обеспечивают примерно 40% (я тут привожу оперативную статистику 2018 года). И остальные 21 член ОПЕК+ фактически обеспечивают полный контроль над межгосударственным рынком нефти.

Это очень раздражающе действует на США и заставляет их президента Дональда Трампа высказываться чрезвычайно нелицеприятно. Но высказываться в адрес ОПЕК+ Трамп не рискует – он высказывается только в адрес конкретных членов организации. Он, к примеру, говорит, что, мол, ближневосточные страны получают помощь от Соединенных Штатов в защите. Вот только непонятным остается, кого там нужно защищать и от кого, так как главным агрессором на Ближнем Востоке являются именно США. Складывается впечатление, что, по сути, эти ближневосточные страны надо защищать от США – что успешно делает Россия.

Конечно, эта ситуация вызывает определенную реакцию со стороны Организации экономического сотрудничества и развития и тех органов и средств массовой информации, которые ей подконтрольны. В рамках этого поля и была сделана публикация Wall Street Journal, которая, как видите, далека от реальности. Если говорить о тех процессах, которые сейчас идут в ОПЕК, то там идет именно подготовка к переоформлению в формат ОПЕК+. Об этом говорят и протоколы всех последних совещаний членов организации; об этом в открытую говорят и нефтяные министры ведущих в области нефтедобычи стран (я имею в виду и Россию, и Саудовскую Аравию, и Иран, и прочих).

Так что я бы не стал обращать серьезного внимания на такого рода публикации. Они не единичны – их довольно много. Это некоторое направление в информационной войне», – сказал Рустам Танкаев.

Танкаев Рустам
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).