В Пекине завершились шестисторонние переговоры по северокорейской ядерной проблеме, в ходе которых Северную Корею все же удалось убедить сделать первые шаги по сворачиванию своей ядерной программы в обмен на международную помощь. Подписано совместное заявление, по которому Северная Корея в течение 60 дней заглушит основной реактор в Йонбене и свернет программы по ядерному вооружению. После прекращения работы реактора Пхеньян получит 50 тысяч тонн мазута или аналогичной по объему помощи. Среди других шагов, требуемых от Пхеньяна, предусмотрен отказ от запасов плутония, который был использовал при испытании ядерной бомбы в октябре.
Когда же международные инспекторы подтвердят, что дальнейшие работы на комплексе в Йонбене невозможны, в КНДР будет направлено еще 950 тысяч тонн топлива.
Как сказал глава американской делегации на шестисторонних переговорах Кристофер Хилл, это «очень твердый шаг вперед». По его словам, США согласились разрешить вопрос с замороженными северокорейскими счетами в банке Banco Delta Asia в течение 30 дней.
Соглашение предусматривает возможное начало переговоров между США и Северной Кореей по поводу разрешения существующих противоречий и восстановлению дипломатических отношений. Белый дом также пообещал исключить Северную Корею из так называемой «оси зла» и поспособствовать заключению мирного соглашения на Корейском полуострове. С момента завершения военных действий в 1953 году КНДР и Южная Корея до сих пор находятся в состоянии войны, а отношения между этими странами регулирует заключенное перемирие.
В Вашингтоне, однако, скептически относятся к договоренностям с Северной Кореей. Бывший представитель США в ООН Джон Болтон считает, что КНДР «не заслужила поставок топлива», так как согласилась лишь частично свернуть свою ядерную программу. По мнению Болтона, сделки по принципу «ты мне, я тебе» могут послужить плохим примером для тех стран, которые пока не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия.
Вообще, к обещанию Северной Кореи разоружиться относятся с большим недоверием. Эксперты говорят, что достигнутое соглашение – это пока что просто лист бумаги, и до окончательного решения проблемы еще далеко.
Именно поэтому вопрос о снятии санкций ООН в отношении КНДР пока не стоит. Об этом сообщил журналистам замглавы МИД России Александр Лосюков. «Если будут ясны намерения КНДР в ядерной области, может встать вопрос об отмене санкций СБ ООН против Северной Кореи. Однако пока этот вопрос не стоит», – заявил дипломат.
Да и само соглашение не очень-то устраивает российскую сторону. Лосюков сказал, что было бы лучше, если бы северокорейский реактор был не заморожен, а вовсе ликвидирован. По словам дипломата, «наличие этого реактора энергетических нужд Северной Кореи не решает».
О том же заявил агентству Reuters и эксперт по Северной Корее из Высшей партийной школы Китая Чзан Ляньгуй: «Это шаг вперед, но заморозка, приостановка не обязательно означает полный отказ. Нам все еще необходимо учитывать, что вероятность того, что Северная Корея действительно откажется от разработки ядерного оружия, не очень велика».
Во вторник прошла неофициальная информация, что в качестве одного из вариантов помощи Пхеньяну взамен на вывод из строя ядерного реактора участники переговоров рассматривают списание Россией долга КНДР бывшему СССР. А это более $8 млрд. Официального подтверждения этой информации получить пока не удалось.