5 сентября в Минске были переговоры Контактной группы по Украине, на которых подписали протокол о прекращении огня на Донбассе. В договоре были два основных пункта - прекратить боевые действия и договариваться об "особом статусе" в рамках децентрализация власти в Украине. 16 сентября Рада проголосовала за особый статус Луганской и Донецкой областей и, заодно, за амнистию.
За проект об особом статусе проголосовали 277 депутатов, за проведение амнистии – 287. То есть, полной солидарности фракций не было - несогласны фракция "Батькивщины", "Свобода", А.Гриценко и еще двое от его "Гражданской позиции", а также О.Ляшко. А.Шевченко от "Батькивщины" пояснил, что его фракция против, потому что закон предусматривает амнистию террористов. После голосования Шевченко уже заявил в твиттере, что голосование прошло с нарушением процедуры и, значит, было незаконным. Но это там вполне обычная рутина.
Сейчас будет о законе, но сначала надо представить себе рамку проблемы. Вот, некоторая территория как бы восстала, ее замиряют – воюя, а потом и договариваясь о прекращении огня. Что делать дальше – не только для того, чтобы огонь не возобновился, но и как вообще по жизни обустроить сложившуюся ситуацию? Причем, все это происходит совсем неподалеку, а кейс обещает быть очень прецедентным. В самом деле, как здесь и теперь можно замирить сепаратистов?
Поскольку пункт об "особом статусе" был главным, то он и вызывал основные вопросы. Например, есть разные темы: "децентрализация власти" - это уже старая тема, имевшая в виду внесение изменения в Конституцию Украины, которые давали бы больше прав областям. Но эта идея никак не предполагала "особого статуса", да еще и в "отдельных районах" Донецкой и Луганской областей. Второй вопрос: как вычленить эти районы? Пока понятно, что это районы, которые контролируют сепартисты, их граница определяется наличием войск АТО. Но те же не могут стоять там вечно? И, опять же, как можно нарисовать что-то специальное для "отдельных районов" данных областей? Закон делает вид, что на эти вопросы как бы отвечает.
Накануне голосования
В понедельник Порошенко общался с руководством фракций, ища их поддержку. Вот как он склеил тему децентрализации власти с особым статусом отдельных районов: "Он напомнил, что ключевыми элементами Мирного плана, с которыми он шел на президентские выборы, есть вопросы особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей". Они, по его словам, "де-факто являются элементами децентрализации с полным и безусловным соблюдением суверенитета, территориальной целостности и независимости нашего государства, с гарантированной принадлежностью государству всех основных атрибутов, включая внешнюю, безопасную, правовую политику".
То есть, связаны они де-факто. Но не навсегда, "особый статус имеет четкое определение во времени – 3 года. За это время у нас будет возможность ввести вопрос глубокой децентрализации, что также должно быть предметом внесения соответствующих изменений в Конституцию".
И на тему амнистии, против которой "Батькивщина". В исполнении "Украинской правды" это пояснение выглядит душераздирающе прекрасно:
"Говоря о предложенном им законопроекте об амнистии, президент отметил, что под амнистию не подпадают преступники, которые совершили преступление по статьям Уголовного Кодекса о намеренном убийстве, терроризме, покушении на жизнь государственного деятеля, сотрудника правоохранительных органов, судьи, изнасиловании, мародерстве, надругательствами над погибшими, издевательстве над памятниками, и целый ряд других статей, которые должны обеспечить целостность нашего государства".
Сильно: "издевательства над памятниками" угрожают целостности государства до такой степени, что никакой тут амнистии, типа смертный грех. Это я не стебусь, а чисто отмечаю уровень, на котором этот документ написан. Вообще же, по поводу прочих пунктов документа (кроме особого статуса и амнистии) Порошенко сообщил: "Остальные статьи – это абсолютно нормальная мировая практика - является инструментом, который позволяет начать политическую реализацию программы по введению мира". Типа, это всегда работало в таких случаях, стопроцентный результат. Но, главное же, что всеми этими словами фракции он в целом убедил и закон принят.
Закон как таковой
Полный текст есть тут. В сокращенном переводе - тут. Любопытна уже и преамбула:
"Согласно этому Закону временно, на три года со дня обретения этим Законом действия, вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым принадлежат районы, города, поселка, села, расположенные состоянием на день обретения действия этим Законом в пределах района проведения АТО, определенного согласно Закону Украины "О борьбе с терроризмом"(далее - отдельные районы)".
Разумеется, слово "амнистия", которое выскакивает как следствие закона "О борьбе с терроризмом" и должно было вызвать определенное недоумение у некоторых фракций. Но эту тему Порошенко уже как бы разъяснил. Далее: государство гарантирует право использования российского или любого другого языка "в общественной и частной жизни". "Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом не могут быть досрочно прекращены", но закон предусматривает проведение в внеочередных местных выборов (вероятно - 7 декабря 2014 года).
Вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предполагает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов. Кабмин, другие центральные органы исполнительной власти могут подписывать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов.
Законом предполагается подписание соглашение относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов. При этом поддержку социально-экономического развития Донбасса предоставляет Украина. Собственно, это типа баланс: "особый статус отдельных территорий" предусматривает их сохранение в составе Украины, ну а Украина тогда эти территории и восстанавливает.
Документ предусматривает "усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о пограничном сотрудничестве, которые составляются территориальными общинами, органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными общинами в пределах компетенции, установленной законом". Вот тут не понять: что ли имеется в виду открытие госграницы между "отдельными районами" и РФ, имеющее место быть де-факто?
"На территории АТО решением городских, поселковых, сельских советов создаются отряды народной милиции, координация их деятельности осуществляется соответствующим сельским, поселковым, городским главой. "Отряды народной милиции образовываются на добровольных началах из числа граждан Украины, которые постоянно проживают в соответствующих населенных пунктах". Тут как бы по умолчанию предполагается, что "народная милиция" действует в рамках украинской юрисдикции, но что могут знать о юрисдикции такие милиционеры? Вероятно, это предложение автозамены: вместо "сепаратистов-ополченцев" впредь читать "народные милиционеры".
Все бы ладно, чего только в таким моменты люди не пишут и не подписывают. С экономикой непонятно. Надо полагать так, что – невзирая на особый статус – отдельные территории продолжают находиться в украинской системе экономических отношений (налоги и т.п.) Но теория – теорией, а вот как себе представить ситуацию экономических отношений предприятий, находящихся в Донецкой области, часть из которых находится еще и на "отдельных территориях"? Опять же, кто-то же должен и территорию уже откартографировать?
Технические детали
И вот да - спикер информационно-аналитического центра СНБО А.Лысенко как раз сообщил, что "Во исполнение мирного плана президента Украины по урегулированию ситуации в восточных регионах Украины Госпогранслужба Украины продолжает рекогносцировку (выезд на место будущего размещения новых подразделений пограничной службы) районов развертывания пограничных подразделений в полосе безопасности вдоль линии разграничения".
Кроме того, "завершается подготовка оперативно-боевых пограничных комендатур до их выдвижения в районы развертывания. Осуществляются мероприятия по материально-техническому обеспечению этих подразделений".
Тут интересно: де-факто тут и в самом деле сдается большой кусок границы с Россией – который к моменту приостановки АТО контролировался сепаратистами. Потому что ну вот как там засунуть еще и украинских погранцов? Еще интересна тема мониторинга ОБСЕ на границе – согласно Протоколу от 5 сентября, они должны были появиться на этой границе и контролировать перемещение российских войск туда-сюда. Эта тема как-то вообще пропала.
Но главное в том, что Госпогранслужба Украины продолжает рекогносцировку районов развертывания пограничных подразделений в полосе безопасности вдоль линии разграничения. Понимать остается так, что там де-факто строят новую границу (а внутри Донецк и Луганск).
Другая сторона
Не было никаких оснований считать, что сепаратисты проголосовали бы за этот закон, окажись они вдруг депутатами в Раде. Так и есть: А.Пургин (называет себя "первым вице-премьером ДНР", участвовал в минских переговорахе): "Это законопроект для Украины. Для Донецкой народной республики законы создает наш собственный парламент. Возможно, это будет точка соприкосновения для будущих переговоров, но не более того"
И.Плотницкий (участвовал в минских переговорах от Луганска) чуть деликатнее: "Закон об особом статусе Донбасса в основном соответствует нашим переговорным позициям, озвученным 1 сентября. Поэтому, хотя еще много неясного, можно сказать, что у мирного урегулирования появился первый шанс".
Конечно, их слова значат мало что, они управляемые – как бы иначе они вообще прекратили тогда боевые действия – в разгар как бы своего победоносного наступления. Не они тут решают. Возможно, чуть ближе к местам, где водятся решения, следующий герой:
"В.Медведчук предлагает изменить названия Донецкой и Луганской областей и учредить новые территориальные образования". Это предложение Медведчука и Н.Шуфрича было отправлено в ОБСЕ, откуда его и слили обратно на Украину, в "Зеркало недели". В документе уже не идет речь о временном особом статусе оккупированной части Донбасса, а предлагается закрепить за Донецкой и Луганской областями особый статус путем внесения изменений в Конституцию Украины.
Вкратце, в составе Украины предложено создать Донецкий и Луганский края, "с целью обеспечения экономической самостоятельности, национальных потребностей, решения гуманитарных вопросов в сфере образования, языка и культуры". Разумеется, полномочий выше крыши, свои парламент и правительство, а представители президента Украины там будут но, в целом, даже и непонятно, зачем.
По словам источника "Зеркала недели" издания в окружении Медведчука, "изложенные предложения предлагаются авторами как схема окончательного урегулирования конфликта на Востоке Украины".
Все, что производит Медведчук, в Киеве воспринимают однозначно (как продукт "кума Путина"). Но возможны и нюансы: кто ж сейчас точно знает, каково в сумме отношение Киева к Д.и Л. областям? Может, все, кроме особо националистичных националистов уже готовы согласиться с тем, что а ну их, эти области? Но здесь все равно перебор: эта идея предполагает, что сепаратистам передадут не только те территории, где они пока стоят, но и области целиком? А с какой, собственно, радости?
А вот тема края с особым статусом, с парламентом и правительством для Украины привычны: Крым таким и был.
Но, на самом-то деле, вопрос другой: совершенно непонятно, как там вообще собираются регулировать экономические отношения и вообще – жизнь. Даже при всех этих законах и проектах. Ну не пресловутые же лидеры ДНР и ЛНР этим займутся. Все же просто: когда стреляют, тогда понятно, что власть у тех, у кого оружие. Но когда уже не стреляют, то она переходит к тому, кто способен организовать для населения жизнь. Начиная с самой бытовой. Ни и вот кто бы это мог это сделать на данных отдельных территориях с их особым статусом?