будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Мир
Романенко Сергей

От дружбы к неизвестности

 

Августовские события на Кавказе поставили политический класс Сербии, президента и только что созданную правительственную коалицию перед нелегким стратегическим выбором. С одной стороны, рассуждая формально логически, Сербия должна была бы поддержать территориальную целостность Грузии. С другой стороны, Белград не может резко выступать против политики Москвы, с которой его связывают и обещанная поддержка в попытках вернуть Косово, и нефтегазовые соглашения. С третьей, имея в виду провозглашенную приоритетную цель – вступить в ЕС, Сербия не может, да и вряд ли захочет, противопоставлять свою позицию позиции «европейского» и «атлантического» Брюсселя и Вашингтона. Сыграть роль посредника между «Востоком и Западом» в духе югославской политики 1960—1980-х гг. Сербия, учитывая ее слабое внешнеполитическое положение, сейчас также не может.

По сути дела, обострение отношений между Россией, с одной стороны, США, ЕС и НАТО - с другой, ставит под вопрос осуществимость политики президента Бориса Тадича, который, в отличие от сербских националистов, сделал ставку не на игру на противоречиях между «великими», а на сотрудничество Сербии с крупнейшими государствами мира. К большей определенности толкает Сербию и ее внутриполитическое, и ее геополитическое положение. Если Россия пойдет на конфликт, противостояние или даже разрыв с США, НАТО и ЕС, то Сербия неизбежно будет вынуждена сделать выбор. Во-первых, Сербия и экономически, и геополитически не может быть ориентирована только на одну Россию, не имеющую к тому же с ней общих границ, и самоизолироваться вместе с ней от ведущих стран мира, в экономической и политической помощи которых она нуждается (нормальные дипломатические отношения с частью из них были восстановлены совсем недавно). Б. Тадич и его правительство по внутриполитическим причинам не смогут, даже если и хотели бы, проводить изоляционистскую и конфронтационную по отношению к остальному миру политику радикалов Томислава Николича и демократов Воислава Коштуницы, которую только что дважды, в 2008 г. – на президентских и парламентских выборах – отвергло большинство избирателей.

Во-вторых, Россия, не имея нормальных рабочих контактов с ведущими столицами мира, не сможет помочь Сербии отстоять ее позицию по Косово. Использованием право вето в Совете Безопасности ООН проблему Косово не решить. Многие государства предпочтут не поддерживать сербско-российский тандем по сугубо политическим причинам, не говоря уже о том, что противоречивая позиция России – «нет» независимости Косово и «да» независимости Абхазии и Южной Осетии - не вызывает доверия. В том числе и у стран, имеющих свои собственные внутренние этнотерриториальные проблемы различной степени интенсивности и тяжести. Сербия всегда считала себя Европой, и уж если придется выбирать, то она, скорее всего, выберет ЕС – несмотря на то, что тогда ей, возможно, придется пойти на более тяжелые условия, чем, имей она возможность опереться на Россию, которая поддерживает со всеми ровные, плодотворные и дружественные отношения и говорит с Европой и США на одном языке. Акция в Южной Осетии и Абхазии не поможет Сербии отстоять свою территориальную целостность – ни формально-юридически, ни в политической практике.

Хотя официальная Сербия предпочитает хранить дипломатическое молчание, некоторые признаки нарастающих трудностей в отношениях между Москвой и Белградом уже просматриваются. Отменен (официально – из-за событий на Кавказе) визит С. Шойгу в Белград. Визит, во время которого стороны должны были обсуждать нефтегазовые аспекты взаимоотношений. Подписанное весной двустороннее соглашение до сих пор не ратифицировано парламентом. Сербская сторона все настойчивее ставит вопрос о пересмотре его финансовых условий - цены за продажу предприятия «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС). И в этом правительство встретит значительную поддержку общественности, которая рассматривает этот документ, как и все сотрудничество с Россией, с точки зрения решения экономических и социальных проблем самой Сербии. Попытки руководства теряющей доверия избирателей и распадающейся Демократической партии Сербии бывшего премьер-министра Воислава Коштуницы доказать, что союз с Россией важнее внутреннего обустройства Сербии, вряд ли приведут к успеху. Даже весьма национально-консервативный и склонный к поддержке политики России на Кавказе белградский еженедельник «НИН» опубликовал заметку, начинающуюся пассажем о том, что «единственное положительное последствие эскалации конфликта на Кавказе – это отмена визита Сергея Шойгу. Однако в будущем его избежать не удастся».

Весьма неприятный инцидент произошел и в военно-политической сфере. По сообщениям как сербских, так и иностранных СМИ, российская сторона выразила недовольство тем, что Сербия, а также Босния и Герцеговина якобы продавали оружие Грузии. И Белград, и Сараево, как и руководство предприятий, производящих вооружения (например, завод «Застава – вооружения» в г. Крагуевац), опровергли это утверждение. Однако независимо от того, насколько оно соответствует действительности (у нас нет данных, которые позволили бы детально проанализировать этот сюжет), политико-психологические проблемы очевидны. Первая – насколько велико доверие и дружелюбие в отношениях Москвы и Белграда. Вторая проблема состоит в том, что сербские политики, причем практически вне зависимо от взглядов и внешнеполитической ориентации, будут ставить вопрос о суверенитете Сербии, о том, может ли в принципе сербское государство, имея свои собственные экономические и социальные резоны, осуществлять собственную внешне-экономическую деятельность или же оно должно жестко согласовывать ее с Россией.

К этому можно добавить и то, что арест и выдача международному трибуналу в Гааге Радована Караджича вызвали гораздо большее недовольство и возбуждение в Москве, чем в Белграде, а также неудовлетворенную Россией просьбу Сербии о выдаче лиц, против которых в стране выдвинуты серьезные обвинения.

Летом 2008 г. будущее отношений Москвы и Белграда вновь оказалось покрыто мраком неизвестности.

См. также:

  • Сергей Ромаменко. Вид на Кавказ с западных Балкан
  • Сергей Романенко. Поражение от ученика 
  • Сергей Романенко. Европерспективы Балкан
  • Сергей Романенко. Россия и Радован Караджич
  • Сергей Романенко. Последний шанс реформаторов
  • Сергей Романенко. Сербия: тактическая борьба по стратегическим вопросам
  • Сергей Романенко. Конституционные игры вокруг Косово

Романенко Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).