Причиной выхода России из соглашения о безвизовом передвижении по СНГ объявлена необходимость борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью. Утверждается, что незаконная миграция в Россию достигла такого размаха, что это угрожает национальной безопасности страны. Интересно, что это решение подвергают критике как раз те, кто не считает СНГ жизнеспособной организацией. Они подчеркивают, что СНГ - в большой степени виртуальный межгосударственный союз, где политические и экономические связи играют гораздо меньшую роль по сравнению со связями бытовыми, которые объединяют множество граждан огромного постсоветского пространства. С другой стороны, парадоксальным образом в защиту решения о выходе из Бишкекского соглашения - то есть, по сути, формального признания совершенной виртуальности Содружества - выступают именно те эксперты, кто считает СНГ жизнеспособным образованием и ссылается в качестве примера на опыт ЕС, в котором шенгенские принципы стали действовать сравнительно недавно, когда экономическая и политическая интеграция продвинулась чрезвычайно далеко.
Политическое существование СНГ все эти годы являлось мифом, призванным смягчить для жителей новообразованных суверенитетов фрустрирующий, а иногда и просто трагический факт разрыва их жизненного пространства, а также приглушить уязвленный имперский комплекс русского политического сознания. Особую вину за это ощущал, безусловно, Борис Ельцин, который всегда подчеркивал свою личную ответственность за существование СНГ. С другой стороны, для многих новых государственных суррогатов - прежде всего, среднеазиатских - СНГ являлось своеобразным механизмом компенсации неполноты и искусственности собственных суверенитетов и средством частично восполнить их, играя на патерналистских комплексах бывшего гегемона - России. Продукт политических комплексов, СНГ так и оставалось всю ельцинскую эру атавизмом советской мифологии, съездом первых секретарей, пропагандистской карикатурой.
Однако драматизм ситуации заключается в том, что для массы людей СНГ, также как ранее уродливый конгломерат СССР, являлось реальным бытовым, жизненным пространством. Иными словами, как это было и в практике советского быта, с одной стороны существовала мишурная и лживая политическая декорация, с другой - соотнесенная с ней, но устроенная по совсем иным законам жизненная реальность. Нынешний "визовый кинжал" в спину СНГ, несомненно, ударит прежде всего по ней, и вместе с тем - станет лишь довершением того, что произошло уже почти 10 лет назад. Потому что, как всем хорошо известно, нельзя быть беременным наполовину, хотя политики всегда уверяют своих избирателей именно в обратном.