будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Мир
Кобрин Кирилл

Папа, львы и музыка

Папа, львы и музыка
kobrinb

«В компании художников, как известно, говорят о филармонии, а в компании архитекторов – о балете. Ал.Ал. Смирнов интересуется только шахматами и музыкой, Эйхенбаум изучает теорию музыки и коллекционирует пластинки. Томашевский, завидя гостя, бросается к проигрывателю». Это Лидия Гинзбург, запись середины пятидесятых годов. Гинзбург анализирует жалкий финал блестящего советского литературоведения двадцатых-тридцатых: постаревшему герою великой филологии лучше следить за разворачиванием музыкальной темы у Шуберта, чем, глядя на собственные труды последних лет, вспоминать, как он уворачивался от идеологического топора погромщика. Но дело не только в этом. Профессия, изученная до последнего винтика, отрефлексированная до немыслимого блеска, разношенная как старая домашняя туфля, часто теряет смысл. Даже не просто «смысл», а «смыслы», становится пустой сумеречной областью, вроде Чистилища; областью, в которой вечно то ли что-то пережидаешь, то ли чего-то ждешь. Ну а коротать вечность лучше за шахматами или за музыкой. Ведь не будешь в Чистилище размышлять или рассуждать о Чистилище же?

Тридцать с лишним лет спустя Лидия Гинзбург записывает в дневник, что ей прислали для заполнения анкету английского Интернационального биографического словаря. Так как словарь – английский, то в анкете есть и графа «хобби». В качестве образца даны ответы архиепископа Кентерберийского. Хобби у главы английской церкви таковы: «Опера, чтение истории и романов и разведение свиней беркширской породы». Гинзбург язвит: «Прелестное микроизъявление английского духа». Между тем, смеяться тут не над чем. Конечно, советскому интеллигенту, чудом уцелевшему на фабрике смерти прошлого века, казалось диким перечисление, в котором соседствуют романы и свиньи. На самом деле, учитывая невероятную серьезность, с которой англичане относятся к своему хобби, перед нами действительно прелестное микроизъявление их коллективного духа. Только не путайте это со снобизмом. Сноб будет с ажитацией обсуждать картины, нарисованные великим тенором, стихи, сочиненные известным политическим деятелем, кулинарные способности нашумевшего режиссера. Это – прустовская тема, тема салонов герцогов Германтских и госпожи Вердюрен. Англичанин привязан к своему хобби потому, что это – его частная, приватная жизнь, которая начинается после того, как отдан профессиональный долг. Хобби, собственно говоря, и есть для него жизнь. А для принципиально частного человека свиньи беркширской породы могут значить ничуть не меньше, чем романы Олдоса Хаксли.

Забавные происшествия случаются, когда такой вот специальный английский дух сталкивается с феноменами иных способов жизни и мысли. На этой неделе Папе Римскому Бенедикту XVI исполнилось восемьдесят лет. Английские газеты оказались в некотором недоумении – как отметить этот юбилей. Писать панегирики главному противнику абортов для либерала немыслимо. Воспевать достоинства папства, имея в исторической памяти Генриха Восьмого, Марию Кровавую, Великую Армаду и непокорных ирландцев, для консерватора невозможно. Игнорировать важную дату профессионалу-журналисту не годится. Осыпать упреками восьмидесятилетнего старца, который последовательно и умно высказывает освященное веками отношение к вере и миру – просто глупо; тем более, что сотни миллионов людей считают этого старца своим пастырем. И вот тут английский журналист вспоминает о хобби. Главное хобби Бенедикта XVI – музыка. Папа не только тонкий знаток музыки, он - неплохой исполнитель. Английскому журналисту не с руки рассуждать о достоинствах и недостатках понтификата Бенедикта. Зато – будучи уверенным, что хобби если не важнее, то уж точно столь же важно, как и профессия – можно серьезно обсудить Бенедикта XVI – музыканта. Музыкальный обозреватель Дэмиэн Томпсон в своем блоге на сайте газеты «Телеграф» вывесил заметку под названием Holy Smoke (не шибко удачная шуточка по поводу одной из ипостасей Святой Троицы, честно говоря). Томпсон высмеивает статью другого британца, Пола Джонсона, который в журнале «Спектейтер» несколько умильно воспевает музыкальные таланты нынешнего папы. Вот цитата из Джонсона: «Хотя он и не совсем соответствует стандартам профессионального музыканта, Бенедикт – прекрасный пианист, и у него заведено каждый день играть сонату Шуберта, Шумана или Брамса (или Гайдна, по случаю)». «Заведено» – не меньше! У пушкинского Сильвио, помнится, тоже было заведено (как рюмка водки перед обедом) стрелять ежедневно из пистолета. Но Дэмиэн Томпсон на пушкинские аллюзии внимания не обращает, он метит прямо в цель: «Никто не может упрекнуть меня в недостатке восхищения тем, что мистер Джонсон прекрасно разбирается в литературе, истории, политике и визуальных искусствах, но, когда он пишет о классической музыке, мое чутье на публично высказанную чепуху дает тревожный сигнал. Действительно, существует несколько фортепьянных сонат, которые без ошибки может сыграть пожилой человек. И, конечно, достаточно много таких произведений у Гайдна. Но Шуман? Брамс?» И, наконец, апофеоз, не хуже, чем у Бетховена: Томпсон разбирает технические сложности исполнения фортепьянных сонат Шумана и Брамса, особенно – последнего: «Это работа львенка пианизма, в которой он хочет продемонстрировать абсолютно все свои технические возможности. Третья соната – за пределами возможностей любого профессионального пианиста возраста Бенедикта Шестнадцатого, не говоря уже о музыканте-любителе, у которого есть другая постоянная работа». Реплика маститого льва журнализма вызвала немало комментариев на сайте «Телеграфа». Читатели обсуждают Брамса, возрастные ограничения пианистов, особенности музыкальных талантов церковных иерархов и массу других интереснейших вещей. А некий Майкл Редден бросился даже защищать пианистические достоинства понтифика: «Я однажды слышал, как папа исполняет «Вариации Гольдберга» и потом видел по телевизору, как он играет Бетховена. Он звучал вполне неплохо для любителя!».

Итак, телевидение. На этой неделе немецкое телевидение показало концерт, организованный в Ватикане по случаю юбилея папы. Бенедикт XVI сидел в огромном изукрашенном резном кресле в проходе между зрительскими рядами. Восьмидесятилетний старик слушал музыку и был счастлив. Англичане ошиблись – это совсем не хобби. Бенедикт XVI не делит музыку на «просто музыку» и «музыку сфер». Что же до его профессии, то - даже будучи искушенным теологом и просто тонким человеком – вряд ли бы он согласился с Лидией Гинзбург: «Профессионал если не всегда осознает, то всегда ощущает несуществование сферы, в которой работает».

Кобрин Кирилл
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).