Вчера правительство утвердило план повышения тарифов. Итоговые цифры не оставляют сомнений в победе сторонников низких тарифов, так как оказались даже ниже зафиксированных в докладе Минэкономразвития и ниже тех, которые были заложены в бюджет. Открывая заседание, премьер Касьянов заявил, что тарифы в этом году повысятся только один раз (в феврале-марте), а затем увеличение будет происходить только в "исключительных случаях" (и то в пределах 35%). РАО ЕЭС получило разрешение (задним числом) повысить абонентскую плату за пользование сетями на 20,2%, а также цены на ФОРЭМ с 1 марта на 20%. По расчетам МЭРТ, это приведет к повышению цены на электроэнергию в среднем по России на 17,9%. МПС сможет повысить тарифы на грузовые перевозки с 15 февраля на 16%, а второй этап унификации внутреннего и международного тарифа (который поднимет средний тариф еще на 11%) перенесен с мая на июнь. "Газпрому" разрешено с 1 марта поднять тариф на 20%. Впрочем, когда концерн представит в правительство свой бюджет на 2002 г. (а в нем будет дефицит), будет рассмотрен вопрос о дальнейшем повышении.
Главным идеологом политики низких тарифов является советник президента Андрей Илларионов. Он считает, что рост тарифов естественных монополий ведет к замедлению экономического роста и перераспределению средств из рыночного сектора экономики в нерыночный. Герман Греф говорит, что политика низких тарифов может также понудить монополии искать внутренние резервы для снижения издержек, а значит - работать более эффективно. Оппоненты Илларионова полагают, что тарифы, напротив, слишком низки: цены ниже мировых, а низкие тарифы поддерживают неэффективное производство, вынуждают проводить политику слабого рубля (чтобы поддержать искусственную конкурентоспособность неэффективных производителей), что в конечном итоге не позволяет расти доходам населения.
Обе точки зрения имеют свою логику и аргументацию. Однако первая сейчас востребована правительством в гораздо большей степени. Во-первых, повышение тарифов естественных монополий вносит существенный вклад в рост цен (по расчетам МЭРТ - 20-25%). По прогнозу Госкомстата, инфляция в январе составит 2,4 - 2,7% (правительство надеется на 2,3%, но оно еще совсем недавно уповало на плановый 1%). Такие темпы не могут не беспокоить власти (это почти пятая часть годового плана инфляции, заложенной в бюджет), даже несмотря на то, что январский всплеск - явление традиционное. Во-вторых, проблемы создают низкие цены на российский экспорт, именно поэтому единственным источником экономического роста, не считая девальвации, является отрыв цен промышленности от цен на потребительском рынке, а значит, нагрузку на промышленность надо уменьшать.
Кроме того, низкие цены на российский экспорт снижают доходы бюджета. А по расчетам МЭРТ, монополисты, получая 25% всей прибыли в российской экономике, являются крупнейшими налогоплательщиками. Это означает, особенно если учесть непрозрачность их деятельности, что лоббистские возможности монополистов по-прежнему очень высоки (кстати, увязывание вопроса повышения тарифов "Газпрома" с рассмотрением его бюджета свидетельствует о том, что правительство пытается усилить контроль над деятельностью монополистов).
По словам министра путей сообщения Геннадия Фадеева, доходы отрасли вырастут за год на 22,6%, но дефицит средств при этом достигнет 60 млрд руб. Он может быть компенсирован только при условии возрастания количества перевозок. Однако, подчеркивают в МПС, в декабре-январе число грузовых перевозок не росло, а уменьшалось. Так что монополисты, похоже, уже начали торг с правительством, ведь к вопросу увеличения тарифов в этом году еще обязательно придется вернуться - в связи с реструктуризацией естественных монополий. Поэтому борьба за тарифы по-прежнему далека от завершения.