Известный грузинский бизнесмен, спонсор оппозиции и друг Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили внезапно умер в свом доме в графстве Суррей, что к югу от Лондона. Ему было 52 года, смерть наступила 12 февраля в 11 вечера.
В британском посольстве в Тбилиси подтвердили эту информацию: «Мы осведомлены о смерти Бадри Патаркацишвили. Теперь это дело полиции графства Суррей». От дальнейших комментариев послы отказались. В свою очередь, в британской полиции смерть грузинского оппозиционера назвали «подозрительной» – как и любую непредвиденную смерть.
«Насколько мне известно от его родственников, это было сердце», – сказал агентству Reuters по телефону из Лондона партнер Патаркацишвили Борис Березовский.
«Говорят, что причиной смерти стала болезнь сердца, однако, насколько я знаю, он чувствовал себя очень хорошо», – сказала журналистам в Тбилиси политический соратница умершего бизнесмена Нона Гаприндашвили.
«Стресс и те беспочвенные обвинения, которые были выдвинуты против него, могли вызвать проблемы с сердцем... Но я уверен, что никто не сможет скрыть правду, тем более что экспертизу будут проводить в Великобритании», – сказал лидер оппозиционного Христаинско-демократического движения Георгий Таргамадзе, последние пять лет возглавлявший информационную службу телекомпании «Имеди», которой Патаркацишвили владел совместно с американским медиа-магнатом Рупертом Мердоком.
Бадри Патаркацишвили был одним из самых влиятельных оппонентов действующей грузинской власти. Он принимал участие в досрочных президентских выборах 5 января и набрал 7,1% голосов избирателей, заняв третье место.
С ноября прошлого года Патаркацишвили не появлялся в Грузии, где в разгар предвыборной кампании против него было заведено уголовное дело. По мнению наблюдателей, это было сделано, чтобы держать его подальше от главных событий. Уже после выборов, 10 января, грузинская Генпрокуратура Грузии предъявила Патаркацишвили обвинение по трем статьям УК. Он обвинялся в сговоре с целью свержения государственной власти, подготовке нападения на политическое должностное лицо и подготовке террористического акта. Патаркацишвили был объявлен в международный розыск.
Обвинение, в частности, базировалось на обнародованных в конце декабря фрагментах аудиозаписи, на которой, по утверждению Генпрокуратуры, Патаркацишвили разговаривает с директором Оперативного департамента МВД Ираклием Кодуа в Лондоне. Запись скрытно вел Кодуа. Согласно этой записи, чиновник МВД после выборов должен был обнародовать два мешка с фальшивыми бюллетенями и сказать, что он против фальсификации выборов и за демократическое развитие страны. Затем Кодуа должен был арестовать главу МВД Вано Мерабишвили или организовать его физическую ликвидацию. Взамен Кодуа получал $100 млн. и политическую гарантию. Сторонники Патаркацишвили заявили, что запись смонтирована и неполна, что Патаркацишвили не готовил госпереворот, хотя действительно встречался с Кодуа и разговаривал с ним.
Свою «войну компроматов» против грузинских властей вел и Патаркацишвили. В декабре прошлого года британская газета The Sunday Times писала, что грузинский бизнесмен опасается покушения, организованного грузинскими властями. В распоряжении газеты оказалась аудиозапись разговора между наемным убийцей и якобы чиновником из грузинского МВД. По информации издания, реализовать убийство было предложено чеченскому полевому командиру Югасу Ахмадову, который передал тайно сделанную запись окружению Патаркацишвили. На записи представитель МВД Грузии долго доказывает чеченцу, что Патаркацишвили представляет «политическую проблему» для Грузии и предлагает два варианта убийства. По мнению чиновника, предпринимателя следует убить в Лондоне, где он «проводит две недели в месяц», либо взорвать в личном самолете, когда он будет подлетать к своему замку на юге Грузии. При этом убийство следует обставить так, чтобы всем показалось, будто за убийством Патаркацишвили стоят русские.
Уголовные дела, возбужденные в Грузии против Патаркацишвили, после его смерти были прекращены. При этом в грузинской Генпрокуратуре утверждают, что дела конкретных фирм и компаний, в которых фигурирует имя Патаркацишвили, будут продолжены.
На прошлой неделе разразился очередной скандал с записью «Патаркацишвили-Кодуа». Грузинская газета «Алия» сообщила, что обнаружила в своем почтовом ящике диск с полной записью разговора между Патаркацишвили и Кодуа, и опубликовала ее. Как оказалось, в этом разговоре речь шла не только о внутригрузинских делах, но и о взаимоотношениях Патаркацишвили с Владимиром Путиным.
Если верить версии перевода с грузинского на русский от «Коммерсанта», Патаркацишвили говорил довольно неприятные вещи о прошлом нынешнего российского президента. В частности, по его словам, во время работы в мэрии Санкт-Петербурга Путин «крышевал мои (Патаркацишвили – «Полит.ру») питерские бизнесы». Кроме того, Патаркацишвили утверждает, что именно он добился перевода Путина из Петербурга в Москву. А конфликт с Путиным у Патаркацишвили и его компаньона Березовского возник после трагедии «Курска»: «Когда «Курск» тонул, мы два дня, 48 часов его искали, не смогли найти. Если бы нашли – тех ребятишек спасли бы. Какие на хрен военные секреты стоят того, чтобы в XXI веке 100 ребят потопить? Но этих генералов-дегенератов мы переубедить тогда не смогли, а Путин, оказывается, в это время гулял на яхте <...> в море под Сочи!». «Вот после этой истории Березовский и начал по нему бить, и пошло-поехало...», – сказал Патаркацишвили. Тем не менее, по словам грузинского бизнесмена, с Путиным он расстался «по-братски» – «обнялись, расцеловались и расстались».
Подтвердить или опровергнуть аутентичность перевода Патаркацишвили не успел.