На какой стадии находится судебная реформа?
Некоторое количество актов по судебной реформе уже было принято: закон о мировых судах, поправки к УПК и ГПК, связанные с деятельностью мировых судов, законы, имеющие отношение к арбитражным судам. Сейчас на повестке дня закон об административных судах. Эти суды будут рассматривать иски по поводу актов муниципальных властей. И наиболее принципиальные акты сегодняшней повестки дня - это процессуальные кодексы. УПК принят в первом чтении, и сейчас идет колоссальная работа и колоссальная борьба, в том числе и между правоохранительными органами, за конкретные его разделы. Я считаю, что после кодекса 1960 года этот кодекс должен быть более современным и отвечать сегодняшним реалиям. В нем будет больше критериев для принятия решений правоохранительными органами, и большая защита для граждан. Будет изменена компетенция, в том числе и прокуратуры: санкцию на арест будет давать суд, а не прокуратура.
Кроме того, совсем недавно были приняты в первом чтении поправки, связанные с либерализацией уголовно-исполнительной системы и вообще уголовной политики в отношении лиц, которые совершили не тяжкие преступления. Эти же вещи обсуждались на прошлом заседании комитета по законодательству. Речь идет о замене лишения свободы за незначительные преступления на альтернативные виды наказаний, такие как домашний арест, конфискация, исправительные работы. Это очень важно, в том числе для судов, которые будут выносить такие приговоры, и мы не будем ломать судьбы гражданам. Плюс ко всему предполагается установить срок рассмотрения дела в суде, потому что иначе человека держат под судом 5-6 лет. Предлагается установить годичный срок, а для несовершеннолетних - полгода. По тяжким преступлениям этот срок может быть увеличен. И не брать под стражу за незначительные преступления. На самом деле эти изменения достаточно революционны.
Как говорят общественные организации, которые занимаются судебной реформой, из-за того, что следствие и суд длятся очень долго, человек часто не может воспользоваться правом подать просьбу об условно-досрочном освобождении. В этой связи предлагается ввести коэффициент, по которому будет зачитываться срок содержания в СИЗО.
Я согласен с такими предложениями. Наверное, можно установить какой-то коэффициент. Но я думаю, что если мы установим ограничительный срок в течение года, при этом выведем из "уголовного состава" те преступления, которые предусматривают сроки от года до полутора, и заменим их на штрафы - тогда проблема с условно-досрочным освобождением данных лиц уже будет снята. С помощью этих поправок мы надеемся на четверть или даже на треть сократить тюремный мир. Есть такие способы, как амнистия, но, на мой взгляд, системный подход гораздо лучше и эффективнее. Если посмотреть амнистии, то там фигурируют одни и те же статьи. Спрашивается, зачем сажать людей, ломать их, а потом амнистировать, делать такой благородный жест. Нужно просто сделать так, чтобы они просто туда не попадали.
Насколько законодательство способно сейчас решить проблемы споров между компаниями?
Что касается административных судов, то внесенный проект содержит много изъянов. Например, в проекте, представленном к первому чтению, нет разграничения компетенций между судами общей юрисдикции и арбитражными. Но мы полагаем, что этот изъян можно устранить в процессе подготовки ко второму чтению. Об этом мы договорились, в том числе с субъектами, имеющими право законодательной инициативы.
Что касается арбитражных судов, то налицо большие проблемы как с рассмотрением дел, так и с исполнением решений. Эту тему не затронули, хотя она достаточно обширная и тоже требует поправок в закон об исполнительном производстве. Внесен новый арбитражно-процессуальный кодекс, и мы будем стараться, чтобы была облегчена процедура и было меньше волокиты. Это относится не только к арбитражным судам, у нас везде такая болезнь - как только мы что-нибудь затрагиваем, у нас появляется множество проблем. Но изменение в законодательстве будут толчком к тому, чтобы повернуть эту ситуацию.
Каковы сроки принятия этих поправок и законопроектов?
На самом деле, я противник того, чтобы это было сделано срочно. По УПК у нас уже есть 20 томов поправок. Конечно, можно все бросить и сказать: "Чтобы на следующей неделе все легло на стол!". Я думаю, что ляжет, но думается, что здесь надо подходить взвешенно и не наломать дров. Поэтому мы надеемся, что УПК будет принят в следующем году. А существенные поправки по уголовной политике, которые станут серьезнейшим шагом в реформировании, мы пытаемся вынести на декабрь, может быть, даже на ноябрь на 29 число. Мы будем рассматривать 59 поправок. Это не такой шаг, как передача исполнительной системы в Минюст, но он стоит где-то в этом ряду. Речь идет об изоляторах, тюрьмах и о судах, которые, если поправки будут приняты, начнут привлекать к уголовной ответственности уже других людей. Если принять эти поправки во втором чтении 29 ноября, то в декабре мы бы смогли все это "пробить".
(подготовил Евгений Натаров)