Сегодняшняя встреча Владимира Путина с председателем Пенсионного фонда Зурабовым еще более укрепляет позиции ПФ (одержавшего уже ряд аппаратных побед на стадии подготовки проекта) перед завтрашним рассмотрением в Думе пенсионного пакета. Напомним, что ряд организаций и депутатов обратились к президенту с обращением, предлагающим отложить до осени принятие пенсионных законов. Главная претензия - неполнота принимаемого сегодня пакета, оставляющего большое количество "дырок", а также недостаточная проработанность вопроса о статусе Пенсионного фонда, границах его полномочий и контроле над ним.
Активно критикуют проект страховщики, небезосновательно полагающие, что законодательство делается "под Зурабова" и приведет к полной монополизации рынка структурой с не совсем понятным статусом. "Представленные законопроекты могут быть приняты в первом чтении, но до второго чтения необходимо утвердить закон об обязательных профессиональных пенсионных системах и об инвестировании средств накопительной части пенсии. Без этого совершенно непонятно, какую роль будут играть рыночные силы в системе. Пока нам "выдирают" четыре первых закона, говорят: примите, а все самое рыночное будет в остальных двух", - заявил в интервью "Полит.Ру" президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Кроме того, страховщики считают необходимым предусмотреть право застрахованного передавать накопления в страховые компании и иные организации, в противном случае пенсионный фонд вообще закроет для них рынок, ссылаясь на основы социального законодательства. Наконец, страховщики предлагают создать уполномоченный федеральный орган, на который были бы возложены функции контроля всех субъектов рынка - ПФ, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов; иначе функции контроля перейдут к самому ПФ.
Секретарь Национального пенсионного совета Евгений Гонтмахер, напротив, считает, что особых поводов для беспокойства нет и пакет надо принимать как можно скорее: "На 2003 год приходится пик платежей по долгу и парламентские выборы, в 2004 году состоятся президентские выборы, и из-за этого позиция Думы станет еще более политизированной". Он также назвал напрасными опасения, что пенсионные деньги выйдут из-под контроля государства и Думы и будут управляться исключительно Пенсионным фондом. "ПФ будет заниматься только учетом пенсионных прав и назначением пенсий. "Длинных" пенсионных денег в ПФ не будет. Денежные ресурсы будут управляться отдельным инвестиционным комитетом, не зависимым от ПФ", - заявил "Полит.Ру" чиновник. Впрочем, пояснения относительно статуса самого ПФ выглядят не столь убедительными: "Гражданский кодекс позволяет создавать разные виды некоммерческих организаций, в том числе такие, которые носят явные черты государственных, но так не называются. В законе, который внес президент, ПФ - это некоммерческая организация с явными чертами государственного учреждения".
Неявным образом половинчатый характер предложенной реформы признает и сам Гонтмахер, а Юргенс и вовсе считает, что это - "поверхностная реформа самого Пенсионного фонда (ПФ), а вовсе не системы социального и пенсионного страхования", "косметическое латание дыр". Подробная аргументация позиций обеих сторон в нашем материале - Пенсионные баталии: ПФ - некоммерческая организация с явными чертами