Синод РПЦ выразил протест против действий Вселенского патриархата, назначившего двух своих экзархов в Киев для подготовки предоставления автокефалии Украинской православной церкви. В Московском патриархате эти действия Вселенского патриарха восприняли как попрание церковных канонов и вмешательство во внутреннюю жизнь РПЦ.
Действия Константинополя осудили и представители УПЦ (Московского патриархата). В настоящее время высок риск прекращения общения между Константинополем и Москвой, заявили опрошенные газетой «Коммерсантъ» эксперты. В то же время они подчеркивают, что вопрос с предоставлением автокефалии УПЦ пока не ясен, а «связываться с взаимными отлучениями Москвы и Константинополя никому не интересно».
По словам главы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, РПЦ пытается уберечь Константинополь от признания автокефалии Украинской церкви. «Русская церковь до конца пытается сохранить мир и до конца пытается уберечь наших братьев от каких-то непоправимых шагов», – приводит информационное агентство ТАСС высказывание Легойды, подчеркнувшего, что церковный конфликт затронет судьбы миллионов.
Как передает информационное агентство РИА Новости, РПЦ обещало ответ на шаги Константинопольского патриархата и заверило, что ответ этот будет очень жестким. Об этом, в частности, Владимир Легойда заявил в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на канале «Россия 1».
О проблемах в отношениях между Вселенским и Московским патриархатом и близких перспективах этих отношений с «Полит.ру» поговорил Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
«Реакция Московского патриархата на назначение двух экзархов в Киев со стороны Константинополького патриархата была жесткой. И предсказать, что она такой будет, стало возможно уже после того, как патриарх Варфоломей, можно сказать, нарушил неформальные договоренности и атмосферу теплоты встречи в Стамбуле 31 августа.
Тогдашняя встреча патриарха Кирилла и патриарха Варфоломея сопровождалась заявлениями о диалоге. Патриарх Кирилл заявил, что все хорошо. Но уже на следующий день появились признаки того, что митрополит Илларион назвал предательством. «Вероломное предательство» и даже «наглость» Константинопольского патриархата, по словам митрополита Иллариона воплотилось в назначении своих послов в Киев. И это стало начало процесса предоставления автокефалии Украинской православной церкви.
Уточню, что это только начало процесса движения к независимости со стороны части украинских православных – это еще не есть предоставление Томоса о независимости, которого так ожидает президент Украины Петр Порошенко и многие депутаты Верховной Рады, выступавшие с открытыми письмами в адрес патриарха Варфоломея. И получается, что Московская патриархия права по крайней мере в том, что Варфоломей пошел на поводу у украинских политиков и поддался на политические провокации.
Действительно, церковные интересы сейчас ушли на второй план, а на первый план вышли чисто политические интересы.
На сегодняшний момент реакцию Русской православной церкви можно назвать даже не просто жесткой, но и устрашающей, однако пока отношения Москвы и Константинополя не разрушены, не пришли к разрыву. Теперь все будет зависеть от того, когда и как состоится благословение со стороны Варфоломея независимой украинской церкви и когда он предоставит свой Томос. После же представления Томоса об автокефалии начнется второй этап противостояния Москвы и Константинополя. И тогда у Москвы, судя по заявлениям митрополита Иллариона, не останется никаких других средств, кроме самых крайних мер.
А это – разрыв евхаристического и канонического общения с Константинополем. То есть это разрыв не только дипломатических, но и церковных связей. Фактически, это тот раскол православного мира, о котором говорил митрополит Илларион. Но между сегодняшней устрашающей риторикой и расколом, который последует за Томосом, должно пройти определенное время.
Думаю, что украинские политики и церковные деятели спешат с предоставлением такого Томаса, надеясь проделать все, пока патриарх Варфоломей согласен вмешиваться в дела Украинской православной церкви и пока не сменилось руководство Украины. То есть, скорее всего, украинские церковные деятели будут стараться получить Томас если не этой осенью, то до выборов 2019 года, то есть до весны 2019 года.
Есть предположение, что учредительное собрание новой Украинской православной церкви состоится еще до начала октября 2018 года. Но благословит ли патриарх Варфоломей любое собрание, которое соберется в Киеве, пока еще большой вопрос. Константинополь начал довольно опасный процесс, но есть много вариантов его развития. И необязательно он закончится тем Томасом, который ожидает украинская власть.
Здесь еще следует подчеркнуть, что весь этот скандал развивается на фоне противостояния России и Запада (в том числе – России и США). Поэтому в церковно-политические дискуссии вмешивается много посторонних аргументов, страхов и фобий – например, по поводу возможного использования митрополита Варфоломея Госдепом США. Высказываются опасения, что митрополит Варфоломей является марионеткой в руках Госдепа, выполняющей план по ослаблению России и Русской православной церкви и т.д.
Я думаю, что на этом фоне есть опасность усилия консервативных тенденций и сил в рамках Русской православной церкви, которые будут стараться обосновать раскол со всем остальным православным миром и Константинополем, и религиозными средствами, обвиняя Варфоломея в ереси, и политическими средствами, обвиняя Константинополь и тех, кто его поддержит, в том, что они служат США и модернизму. И мне кажется, что Русской православной церкви все же следует занимать более гибкую дипломатическую позицию – хотя бы ради сохранения части украинского православия в рамках Русской православной церкви (что даже в данной ситуации вполне возможно и достижимо).
На самом деле, если Томас будет предоставлен патриархом Варфоломеем уже этой осенью, столь скоропалительно, в спешке, то он будет предоставлен фактически небольшой группе церковных деятелей Киевского патриархата, Автономной украинской православной церкви и части епископов, духовенства приходов Украинской православной церкви Московского патриархата, которая также является сторонником независимости. То есть небольшая группа духовенства на фоне тысяч приходов Украинской православной церкви станет вдруг, в одночасье единой национальной Украинской православной церковью. Тогда он попадет в сильнейшую зависимость от украинской власти и от националистов, которые, в том числе, есть в руководстве Киевского патриархата.
При этом патриарх Филарет намеревается стать главой этой единой национальной церкви, которая, получается, во-первых, будет православным меньшинством; во-вторых, попадет в кабальную зависимость от националистической власти; и, в-третьих, это будет Пиррова победа украинских сторонников независимости. Потому что Украинская православная церковь Московского патриархата останется намного более свободной в своих действиях и будет включать в себя людей разных взглядов.
Но это возможно, только если сама РПЦ не будет обострять конфликт, смиряясь перед теми неумолимыми обстоятельствами, которые есть на Украине, и не принимая слишком жестких мер», – сказал Роман Лункин.