Таковы итоги напряженных двухнедельных переговоров с миссией МВФ, о ходе которых мы рассказывали* в понедельник. Расхождения не были сняты, и миссия уехала во вторник, отказавшись провести в Москве День Благодарения и демонстративно уверенная, что Россия в состоянии платить Парижскому клубу. Раз у России "исключительно сильный платежный баланс", то предлога для реструктуризации нет. Тем более что правительство и ЦБ так и не приняли аргументов МВФ о необходимости изменения денежной политики. Российские чиновники, в свою очередь, не согласились с требованием МВФ прописать один, безальтернативный сценарий денежной политики: мы слишком зависим от внешних факторов.
Тем не менее обе стороны не считают переговоры неуспешными. Минфин - потому, что есть "достаточная база для дальнейшей работы" над соглашением и потому, что в отличие от прошлого опыта переговоров с Фондом, правительству удалось не взять на себя обязательств, которые оно не может или не считает нужным выполнять. Фонд - потому, что обсуждались действительно сложные проблемы: минимизация инфляции при сильном притоке валюты и конкретный план структурных реформ.
Алексей Кудрин не назвал дату возобновления переговоров с Парижским клубом, но это сделал его заместитель по Минфину Сергей Колотухин: к переговорам о глобальной реструктуризации долга не получится приступить раньше начала 2002 года. Правительство надеется, что выплаты следующего года удастся отсрочить. Технического дефолта не будет, заверил Колотухин, - мы найдем возможность урегулировать вопрос. По мнению главного экономиста ИК "Тройка Диалог" Олега Вьюгина, нет ничего страшного в том, чтобы не платить Парижскому клубу, пока переговоры с МВФ не завершены. Но стороны должны демонстрировать сближение позиций. В этом смысле решающим может стать следующий приезд миссии, запланированный на середину зимы.
Интересно, что правительственные источники, по всей видимости, несколько преувеличивали изменение позиции МВФ между публикацией отчета о состоянии российской экономики (9 ноября) и приездом в Москву. В п.43 подробно пересказывается точка зрения российских властей на необходимость реструктуризации долга Парижскому клубу. Однако ниже, соглашаясь с тезисом о неустойчивости платежного баланса, Фонд отмечает в противовес этой позиции, что чем быстрее будут нормализованы отношения России с внешними кредиторами, тем быстрее страна сможет вернуться на финансовые рынки, что облегчит и реструктуризацию предприятий. А в приложении 5 МВФ с рядом оговорок предполагает, что общий платежный баланс в среднесрочной перспективе останется положительным. Судя по ремарке, что за это время резервы ЦБ вырастут до покрытия 5-6 месячного объема импорта, речь идет о сохранении стабильного платежного баланса примерно в течение полугода.
*Пользуясь случаем, исправляем любезно подсказанную читателем неточность, допущенную в той публикации: на конец сентября денежная масса составила 992 млрд. руб. Банковские депозиты в ЦБ, остатки бюджетных средств в ЦБ и остатки банков на корсчетах составляли на этот момент не менее 300 млрд. Об этих деньгах и идет речь как о денежном "навесе".