Правительство с головой бросилось в омут налоговой реформы, внеся в Думу письмо с пакетом налоговых инициатив. В целом содержание пакета весьма разумно и в некоторых отношениях даже революционно. Особенно это касается подоходного налога, сокращения и упорядочения налоговых льгот, а также перераспределения налоговых доходов в пользу федерации. Однако отдельные шаги реформы неравномерны и не вполне согласованы друг с другом. Кроме того, почти каждая отдельная мера вызывает яростное сопротивление лоббистов, и неясно, хватит ли у президента и премьера решимости защитить авторов реформы от всевозможных нападок.
Наиболее значимая из мер - установление единой (13%) ставки подоходного налога. Это создает серьезный стимул к легализации гражданами своих доходов: отдать даже нашему государству десятину - не жалко. Снижаются и налоги на фонд оплаты труда (объединяемый вопреки воплям профсоюзов социальный налог составит 7,6%, пенсионные взносы - 28%). Бюджетный комитет к тому же рекомендовал ввести для социального налога регрессивную шкалу. Однако снижение нагрузки на ФОТ с 39,5% до 35,6% не дает возможности работодателям легализовать расходы на зарплату. Побудить их к этому правительство планирует за счет введения минимальной почасовой и месячной зарплаты, а также за счет общего ужесточения налоговой дисциплины. Существует опасность, что ужесточение может последовать раньше, чем налоги будут в достаточной степени снижены. Так или иначе, теперь предпринимателям придется уговаривать своих сотрудников не торопиться с подачей деклараций, чтобы не ставить под угрозу существование компании.
Отменяются налоги с оборота (в сумме составляющие 4% региональные налоги) и налог на горюче-смазочные материалы; их компенсирует рост акциза на табак (в два раза) и бензин (в шесть раз). Нефтяное лобби в Думе традиционно сильно, и против акциза уже выступили очень уважаемые депутаты. В принципе повышение цен на бензин не вызывает таких инфляционных всплесков, какими сейчас пугают всех депутаты: в прошлом году цена бензина выросла вдвое, а инфляция была небольшой. Даже если цена бензина после повышения акциза вырастет не на 25-30%, как предсказывают Греф и Шаталов, а на 40-50%, это не катастрофично. Но мера, безусловно, не может претендовать на популярность, и криков вокруг акциза будет еще много. Неясно, впрочем, насколько принципиально для правительства настолько повышать этот акциз именно сейчас. В доходах бюджет не стеснен, а перенос бремени с нефтяных компаний на бензотрейдеров и потребителей можно провести чуть позже, одновременно с более существенным снижением налогового бремени.
Вероятно, реформаторам будет не жалко пожертвовать 2-3 идеями, вызывающими у заинтересованных лиц наибольшее противодействие. Куда важнее сохранить основные идеи - это упорядочение системы и сокращение перечня налоговых льгот и жесткое ограничение числа местных налогов.