Появившееся в пятницу неофициальное известие об отставке главы "Межрегионгаза" Валентина Никишина стало прелюдией ко вчерашнему совету директоров "Газпрома". Уход Никишина - ключевого и одного из самых профессиональных членов вяхиревской команды - ожидался давно. Тем более что, по слухам, весной он оказался в ситуации подмененного некогда Устиновым Дмитрия Козака. Никишин не был непосредственно замешан в громких скандалах (хотя полученные "Межрегионгазом" за долги предприятия нередко оказывались не на балансе "Газпрома", а у фирм, которыми управляют "дети" и "внуки") и сделал все возможное, чтобы вписаться в новую команду, подчеркнуто демонстрируя лояльность. Тем не менее питерская команда решила, что возглавлять всероссийский сбыт газа должен свой человек, а не "наемный спец".
Возможно, это правильное решение. Команда так команда. Заведомой ошибкой было бы несколько раз анонсировавшееся упразднение "Межрегионгаза" как самостоятельной структуры и превращение его в департамент "Газпрома". Хорош департамент - сбыт по всей стране, региональные газовые сети, распределительные станции... И, видимо, новая команда признала управленческую слабость этой идеи. В то же время несколько удивляет выбранное для отставки время. Совет директоров "Газпрома" с удивительным (и подозрительным) великодушием переносит раз за разом решение об отставке одиозных вяхиревцев - Гуслистого, Шеремета, Илюшина и др., хотя как раз здесь все ясно. Между тем у "Межрегионгаза" сейчас - время заключения договоров о поставках на будущий год. Замена происходит "на переправе", а преемник не назван, и, по слухам, в "Межрегионе" происходит то же, что в "Газпроме" в начале весны: каждый старается унести что может. При этом решения Миллера и сейчас принимаются "кремлевскими питерскими". На это намекает и наш источник.
Впрочем, пока отставка Никишина не утверждена советом директоров. Зато принята отставка Петра Родионова, который уже было остался в холдинге после разрешения конфликта вокруг "СИБУРа". При этом инвестиционную программу "Газпрома" на 2002, как обычно, готовил Родионов, совет директоров ее одобрил - но уже без Родионова. Это тоже консолидация ("пусть все остается по-вашему, но управлять хозяйством будем мы").
Неожиданно и внезапно совет директоров принял решение выкупить "Пургаз" у "Итеры". То ли главный газовый финансист Савельев рассчитал наконец эффективность покупки, то ли в пику "московской старосемейной" группе питерская решила не давать "Итере" расслабиться. Борис Федоров рассказывает, что предложение Миллера было неожиданным для Вяхирева. "Итера" получила серьезный удар: на "Пургаз" в 2000 приходилось 14 млрд куб. м газа из добытых "Итерой" в России 18 млрд.
Еще совет директоров одобрил принципы финансовой стратегии "Газпрома", написанные новым финансистом Виталием Савельевым. Сами по себе неплохие, они приводятся в учебниках корпоративных финансов как первые новации, производимые компаниями в попытке повысить эффективность управления и производства (оценка рентабельности отдельных проектов в соотношении с оценкой стоимости кредитов, повышение доходности на капитал и т.д.). Решение "Газпрома" начать считать фондовый рынок встретил с естественной радостью. Все для того и делалось. А чем, собственно, еще заниматься - не реформой же. Внутренняя задача питерской команды - "собрать", консолидировать "Газпром", поставить потоки под контроль. Внешняя - преодолеть имидж захвата монополии "чекистами", превратив по крайней мере интерфейс монополии в подобие того, что приятно видеть участникам фондового рынка. Ведь надо повышать капитализацию. А есть еще лоббистская задача: уговорить правительство поднять за несколько лет внутренние цены газа в 2-2,3 раза, т.е. до $30-35 за 1 тыс куб. м. Так что питерцы, кажется, взялись решать все проблемы сразу, опираясь на двуединый принцип: кадровое единство плюс эффективный пиар. Как и положено чекистам.