Путин во второй раз обкатывает формулу "президент + президиум Госсовета + лидеры фракций". Впервые такой состав собрался 4 декабря на гимнические упражнения. Путин действует строго в рамках внимательно следил за проектом закона о партиях, который по поручению Кремля готовит Центризбирком. Его ключевые положения давно известны и заключаются в том, что федеральные партии - специальные организации с особым статусом - получат эксклюзивное право участвовать в выборах, а остальные - движения, разные сообщества - этого права будут лишены. Давно известно и то, что партийное строительство будет резко ужесточено, квалификационные требования будут крайне жесткими. В результате такой реформы, по прогнозам ЦИКа, из 180 политических организаций в реальной политике останутся не более 10. До последних дней самым интригующим оставались существенные детали: вопрос о региональных партиях и вопрос о блоках.
По информации "Полит.Ру", региональных партий в итоге не будет, и право на участие в выборах региональные парламенты (по партийным спискам) будет зарезервировано за федеральными партиями. Противникам такого подхода в рабочей группе при ЦИКе удалось, по их утверждению, отстоять местные выборы, где эксклюзив для федеральных партий был в итоге снят. Понятно, что фактическая ликвидация региональных партийных проектов - серьезнейший удар по губернаторам, сравнимый с летней федеративной реформой. С другой стороны, федеральные партии получают монополию на торговлю региональными мандатами. ЦИК настаивает, что партия - идеологическая организация, а региональной идеологии быть не может. Противники апеллируют к европейскому и американскому опыту, где региональные партии есть.
Вопрос о блоках не решен. По информации "Полит.Ру", в тексте проекта появилась исключительно мягкая формулировка о том, что к выборам допускаются блоки, причем для формирования блока достаточно лишь одной партии, а остальные участники могут иметь статус политических объединений. Это, например, дает возможность "Союзу правых сил" идти на выборы коалицией, как и раньше: скажем, ДВР (если удовлетворяет требованиям и перерегистрировалась) плюс остальные. Однако, во-первых, и это решение еще может быть пересмотрено, во-вторых, блокирование легко регулировать избирательным законом, подняв блокам барьер либо придумав что-нибудь подобное.
Правых, выступающих против государственного финансирования, естественно, смущает невнятная запись о полномочиях Генпрокуратуры, которой при обнаружении "нарушений прав и свобод" предлагается дать право "устанавливать срок устранения" этих нарушений, а затем и приостанавливать партийную деятельность на срок до шести месяцев (перед выборами, например) и далее - вплоть до ликвидации. Впрочем, правые уверены, что Дума такие формулировки не пропустит. Основной борьбы вокруг партийного закона следует ждать весной, ближе к второму чтению. О том, что Кремль придает этому закону огромное значение, свидетельствует довольно загадочное заявление Путина, что после партийной реформы появится пространство для легальной оппозиции и можно будет переходить к формированию правительства по партийному принципу.