В подмосковных Ватутинках заседает политсовет "Единой России". Руководство партии предлагает повысить барьер для партий на парламентских выборах до 12,5% и опровергает публикации, предрекающие отставку главы генсовета Александра Беспалова. Барьер повышен не будет, а публикации имеют под собой основания. Атмосфера, в целом, напряженная.
"Единая Россия" творчески дополнила собственные предложения, выдвинутые в феврале. Как и зимой, партия предлагает считать состоявшимися выборы губернаторов, если победителя поддержали не менее 50%. А выборы депутатов региональных парламентов предлагается считать состоявшимися, если проголосовало не менее 25% от общего числа избирателей. Еще зимой было подсчитано, что в подавляющем большинстве регионов это требование выполнено быть не может, что означает необходимость назначения губернаторов из центра. Насколько известно, идея принадлежала Беспалову и была снята с повестки не без участия руководства Администрации.
Теперь "Единая Россия", ссылаясь на события в Красноярске и Нижнем Новгороде, повторяет оба эти предложения, а также предлагает установить - цитируем по пресс-релизу - порог избрания "12,5% плюс один голос при голосовании за список кандидатов". По умолчанию имеется в виду любой список - и на региональных, и на федеральных выборах. Небанальная цифра 12,5% предложена из соображений общей симметрии и красоты рисунка: 50%-25%-12,5%. Так как "Единая Россия" считает от общего числа избирателей, реальный барьер составит 17-20%. Беспалов в докладе призвал членов партии - депутатов Думы - внести соответствующие поправки ко второму чтению закона о выборах депутатов. Адвокат радикальной идеи Олег Морозов изящно пояснил на брифинге, что высокий барьер устанавливается для всех партий, а не для некоторых и, следовательно, не ущемляет их прав и возможностей. Если эта инициатива будет доведена до конца, в Думу пройдут только "Единая Россия" и КПРФ. Но она слишком далека от жизни, чтобы иметь хоть слабый шанс быть реализованной. Поэтому основной темой брифинга по итогам первого дня политсовета стала атака на Беспалова, развернутая в прессе.
В пятницу "Независимая газета" написала, что в Кремле очень недовольны Беспаловым (основная претензия - крупный перерасход средств) и намерены заменить его либо на Бориса Грызлова, либо на Вячеслава Володина, либо на Сергея Миронова. В субботу примерно то же, но не называя имен, напечатал МК. Беспалов сказал на брифинге, что "нерационально менять председателя генсовета", а проплаченные публикации преследуют одну цель - "что-то посеять и раскачать". Вячеслав Володин в еще более резком тоне обвинил "представителей некоторых партий" (СПС, видимо) и некую пиар-компанию в "попытке оболгать и опорочить" партийное руководство.
По нашим же данным, слухи о том, что Борис Грызлов возвращается из МВД в "Единую Россию", соответствуют действительности. В любом случае, ни Беспалов, ни Володин, ни Сергей Миронов - все по разным причинам - не могут быть публичными лидерами "Единой России". Беспалова и Миронова вообще никто не знает, а повышение Володина слишком противоречило бы наметившейся кампании против Юрия Лужкова. При этом аппаратная интрига вокруг партийного руководства и политическая - вокруг Лужкова имеет очевидный смысл: от того, кто будет назначен лидером, зависит состав предвыборного партийного списка, а следовательно - расклад на будущее. Сегодняшний политический вес Юрия Лужкова определяется его влиянием на фракцию ОВР. В прошлом году ОВР заблокировала не устраивавший Лужкова вариант закона о третьем сроке для губернаторов; теперь воюет с пакетом законов по энергетике. Ясно, что это недопустимо для Администрации, и грядущие выборы должны поставить точку в известном политическом проекте, как бы его ни называли - борьба партии Путина с партией Лужкова-Примакова или конструктивное строительство организации "Единая Россия".