Бразилия, которой в 2014 году предстоит принять Чемпионат мира по футболу, ищет способы сделать мероприятие запоминающимся, выделить его в перечне других международных соревнований ФИФА, а заодно и компенсировать расходы на его проведение. Основной источник дохода в таких случаях — туристы, а идею своеобразного «талисмана» соревнований подсказала Южная Африка, принимавшая мероприятие в 2010 году.
На смену разноцветным пластмассовым рожкам — вувузелам — придет «каширола». Этот перкуссионный инструмент разработал бразильский музыкант Карлиньос Браун. Прототипом разноцветной пластмассовые погремушки стал инструмент кашиши, который широко используется в музыкальном сопровождении капоэйры — бразильского традиционного «боевого танца».
Кашиши — корзина конической формы с плоским дном, иногда раскрашенная в разные цвета. Внутрь засыпаны мелкие предметы, которые при сотрясании и создают характерный звук. Каширола — уменьшенная копия этой корзины, с удобной рукояткой. Она сделана из экологичного пластика, который является побочным продуктом переработки сахарного тростника. Материал может быть переработан, а в естественных условиях разлагается быстрее, чем другие полимеры.
На этой неделе инструмент был представлен разработчиком лично президенту Бразилии Дилме Ване Русеф на выставке «От взгляда до звука» в городе Бразилиа. Президент одобрила будущий «мем» Чемпионата мира. По всей видимости, погремушку решили сделать символом соревнований из-за ее более приятного звучания (по крайней мере, по сравнению с вувузелами). У организаторов есть надежда, что каширолы сумеют потеснить шумный духовой инструмент.
На звуки африканских рожков во время ЧМ-2010 года жаловались и футболисты, которых непрестанное гудение отвлекало от игры, и зрители на стадионах, которых раздражали шумные соседи по трибунам, и даже организаторы телетрансляций, поскольку вувузелы глушили голоса комментаторов.
В ходе Чемпионата мира в ЮАР международные футбольные чиновники не стали бороться с рожками, мотивируя это тем, что ни туристы, ни спортсмены не должны нарушать «традиции боления», к которым привыкли в Южной Африке. Но после завершения ЧМ-2010, Европейский футбольный союз решил запретить вувузелы на своих матчах «в интересах защиты культуры и традиций европейского футбола». Кроме того, их запретили на всех видах соревнований и отдельные страны, например, Франция: власти страны выразили опасение, что агрессивные болельщики могут использовать вувузелы в качестве оружия.
Несмотря на споры, разноцветные пластмассовые дудки принесли (и продолжают приносить) ЮАР неплохой доход. Производители поддерживают легенду о «традиционном инструменте из рогов антилопы», который на зулусском языке называется «вувузела». Но подобные рожки, конечно же, по определению не могут являться «уникальным изобретением».
На стадионах в Южной Америке, Мексике и США подобные инструменты начали появляться еще в 60-е годы. В Южной Африке производство вувузел на поток поставил предприниматель и специалист по изделиям из пластика Нил ван Шалквик.
В конце 90-х в ЮАР посещаемость стадионов стала заметно расти, а вместе с ней росла и популярность незамысловатых инструментов, способных издавать громкие звуки. Болельщики изготавливали дудки и трубы самостоятельно из подручных средств. Шалквик разглядел в этом явлении коммерческие перспективы и, оценив потенциальный рынок сбыта, основал компанию Masincedane Sport.
В 2001 году компания продавала 500 вувузел в неделю и получила награду SAB Kickstart как лучший бизнес-стратап Южной Африки. На следующий год количество продаж удвоилось. А в 2004 пластмассовый рожок с африканским названием впервые вышел на «международную арену»: Нельсон Мандела привез вувузелы в Цюрих на церемонию определения страны, которой предстояло принять Чемпионат мира по футболу 2010 года.
И когда ЮАР объявили победителем, а фотокорреспонденты засняли первых лиц страны, трубящих в разноцветные пластмассовые рожки, доходы компании Masincedane Sport выросли в несколько раз, и в день она продавала уже 20 тысяч вувузел. Только в 2009-2010 гг. было продано более 1,5 миллионов изделий по цене около 2 долларов, при себестоимости менее 50 центов.
Сможет ли Бразилия в этом отношении повторить успех ЮАР, мы узнаем уже совсем скоро. ФИФА одобрила каширолу и «лицензировала» ее для использования на стадионах. Продаваться погремушка будет в специальных торговых точках рядом со спортивными сооружениями. Продажи начнутся на следующей неделе в рамках чемпионата Бразилии. Ожидается, что в этом году болельщики купят от 10 до 15 миллионов каширол, а во время ЧМ-2014 планируется продать до 100 миллионов штук. Стоить погремушка будет около 5 долларов.