будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коронавирус экономика экономический кризис
Июль 8, 2025
Мир
Прокофьев Андрей

Последствия пандемии vs ценности: кто кого?

Последствия пандемии vs ценности: кто кого?
united-nations-covid-19-response-ZSlxMFLLcU4-unsplash
United Nations COVID-19 Response

Целый ряд именитых экономистов считает, что победить последствия коронавируса и сбалансировать экономику так, чтобы успешно контролировать любую пандемию, рынок не может. Он показал свою слабость на примере ситуации с COVID-19 на Западе, и даже в самих США. По мнению профессора Джеймса К. Гэлбрейта, обществу необходимы перемены «здесь и сейчас», и неважно, кто и как их назовет.

Изменить подход к экономике

Профессор Кентского университета Албена Азманова и профессор Техасского университета в Остине Джеймс Гэлбрейт опубликовали статью «Бедствие капитализма, или Новый "зеленый" курс». В ней они обобщают опыт всемирной самоизоляции и пытаются показать будущее. Они разделяют пандемию на три этапа: в первом нужно сохранить рабочую медицинскую систему, на втором — поддерживать карантин и снабжение людей электричеством, едой и водой. Третий этап — время экономических последствий, считают исследователи.

«В конце концов придет третья стадия — экономические последствия. И их решение потребует от нас далеко идущих решений: мы за зло или за добро? Придется выбирать между бедственным капитализмом, поддерживаемым насилием, и радикальными социально-экономическими изменениями. Только Китай и еще несколько стран совершили переход к третьей стадии, причем с внушительной скоростью и умением. Напротив, долгие мучения Запада в борьбе с пандемией, наши особенные социальные и экономические подходы гарантируют, что последствия кризиса заставят нас сделать решительный и драматический выбор».

Написано практически в стиле «Манифеста коммунистической партии» Энгельса и Маркса. 

Экономисты отмечают, что первый путь ведет к тому, что закредитованные люди не смогут платить: собственники домов превратятся сначала в арендаторов, а потом в бездомных. Бездомные и безработные будут считаться на миллионы, слоняясь по стране и устраивая трущобные городки. Неспособные выжить на государственные деньги, государственные школы закроются, университеты и госуслуги будут приватизированы и станут дороже и еще более недоступными большинству. Выборы будут зависеть от проплаченной пропаганды настолько, что потеряют смысл. Богачи будут жить как жили, но только в изоляции и с хорошим вооружением.

«Вторая дорога ведет к общему освобождению от неоплачиваемых долгов. Семьи будут уверены и спокойны в своих домах, рента и залоги будут списаны, здравоохранение наконец станет всеобщим общественным правом, коммунальные услуги будут поддерживаться государством, федеральное правительство полностью будет финансировать школы, университеты и общественные службы штатов и городов. В этом мире миллионы будут наняты на работы, необходимые для общества… В этом мире будет стратегическое направление к социальным и экологическим целям. Благодаря госфинансировнию науки и поддержке некоммерческих исследовательских центров наука и технологии вновь станут на службу обществу», — пишут авторы статьи.

Один из них — американский профессор экономики, вторая — профессор экономики из Великобритании. Они признают, что обрисованные ими цели — социальные. Они — об общем благосостоянии, и нормальное равенство — часть его. Сколько угодно можно причитать о неравенстве в рыночном обществе, но ни одного выхода из этой ситуации нет, кроме отказа от рынка. У рынка нет никакой невидимой руки, которая всё поправит, как отметил нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в одной из лекций.

«Некоторые назовут это социализмом, некоторые — демократическим социализмом, некоторые — социальной демократией, некоторые — прагматизмом. Мы называем это необходимостью здесь и сейчас», — пишут авторы статьи.

Сможем ли мы отказаться действующей модели?

В недавнем выступлении на Московском академическом экономическом форуме (МАЭФ) научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг отметил, что России почти гарантирована стагнация, судя по поведению правительства. 

«Я их хорошо понимаю. Они не хотят рисковать, потому что инфляционные риски велики. У нас генетическая память такова, что любые деньги, которые кто-либо получает сверх того, что ему надо для жизни, идут в доллары или в импортные товары, и это продолжается в последние 30 лет. Я не буду говорить, почему это началось, это особый разговор, но эта политика продолжается. И похоже, что мы обречены на стагнацию после рецессии», — сказал Гринберг.

По его мнению, реальные решения лежат не в экономической области: нужна смена философии, смена идеологии, «но, похоже, что насчет изменения философии, изменения идеологии и экономической политики нет никаких стремлений у правящего дома».

«В конце концов, главная задача заключается в том, чтобы отказаться от той модели, которая 30 лет назад господствовала в мире и привела, по мнению Стиглица, к такой плачевной ситуации. По его мнению, установка на радикальный либерализм, установка на всемогущество свободного рынка привела к тому, что все три вызова, перед которыми стояло человечество еще до пандемии, вызваны именно этой доктриной, установкой на прибыли без производства. Он считает, что и климатический вопрос естественно вытекает отсюда, потому что ориентация на прибыль в принципе подрывает какую-либо мотивацию о среде обитания. Или геополитическая история, возвращение геополитики в своем самом отвратительном виде с угрозами и подозрениями — это тоже следствие, как считает Джозеф Стиглиц, ориентации на неолиберальную догматику. Ну и, конечно, социальные конфликты. Так что даже после освобождения от пут пандемии мы можем получить общество, и надо снова готовиться к очередному провалу», — подчеркнул ученый. 

Возникает вопрос: можно ли это преодолеть или положение фатально? По мнению Гринберга, можно, поскольку такое уже было в 1950–60-е годы и на Западе, и в СССР. Другое дело, что это общество, это новое общежитие людей с человеческим лицом должно быть в новом формате. «Может быть, назовем его "социально-экологическое рыночное общество"», — заключил ученый.

Нельзя восстановить экономику по старым лекалам

В российской власти тоже есть люди, которые считают, что нужно менять ценности и философию, чтобы предотвратить экономические последствия кризиса. Первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников также на МАЭФ высказался следующим образом: ситуация с коронавирусом, с падением цен на нефть просто ускорила те экономические процессы, которые начались 15–20 лет назад — процессы, связанные с новым технологическим укладом. «Но мы сейчас все пытаемся восстановить экономику по тем старым, на мой взгляд, лекалам, которые уже доказали свою неэффективность. То есть сейчас поставим точку с коронавирусом, немножко поднимется стоимость нефти, и всё будет так, как было в 2019, 2018 и в предыдущие годы», — отметил он.

«Мне кажется, что мы сейчас стоим на пороге структурных изменений. Вернее, скажем так: мы стоим на пороге необходимости структурных изменений. Решение экономических проблем сегодня лежит в политической плоскости. А политическая плоскость — это не проблема власти, не проблема соответствующих политических сил. Это проблема более глубокая: сможем ли мы отказаться от старых догм и исправить накопившиеся ошибки или будем воссоздавать ту систему, которая с 2012 года уже демонстрирует нам свою неэффективность. И это прежде всего финансово-кредитная система, это прежде всего валютное регулирование, это прежде всего всё, что связано со стимулированием производительности труда. Хотя об этом же никто ничего не говорит, а без этого проблему не решить. Уже столько раз сказано и столько написано, но я просто хочу выделить, что мы стоим на пороге или обвального падения, или отказа от многих мифов, с которыми мы жили в последние 20 лет», — считает сенатор.

Прокофьев Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).