Вечером в среду Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по Чечне. Вместо предложенного докладчиком по Чечне лордом Джаддом требования о переносе даты референдума по чеченской конституции документ содержит лишь выражение «озабоченности» тем, что в Чечне, «возможно», не все готово к референдуму v и предложение «компетентным органам» ситуацию исправить.
Резолюцией по Чечне в ПАСЕ в среду остались довольны все: и лорд Джадд, и пригрозившая было ему «отводом» российская делегация. «Эффект Бородинской битвы» объясняется обтекаемостью формулировок принятой резолюции: не «запретить референдум», а «указать на...». Интересен был и промежуточный вариант резолюции, в котором перенести референдум все-таки предлагалось, но не правительству России, а «инициаторам проведения плебесцита», или, как сказал лорд в своем выступлении, «русским друзьям». Последнее словосочетание особенно поражает своей безадресностью. Ведь «указать» собирались зарегистрированной в декабре инициативной группе по проведению референдума в Чечне, но ее возглавляет человек вполне чеченского происхождения по имени Леча Магомадов, и друзья с ним вместе сидят в основном тоже чеченские. Впрочем, не исключено, что с «русскими» вышла ошибка перевода, имелись в виду «российские». Бывает v облетела же осенью из-за неточности перевода все агентства весть о том, что Кыргызстан и Казахстан якобы собираются объединяться...
Наблюдавшаяся вплоть до вечера среды взаимная жесткость сторон была более чем предсказуема. Вероятность того, что
К этому можно было бы прибавить еще один вопрос, совсем, казалось бы, из другой области: почему из всех российских политиков, действительно имеющих отношение к чеченскому «разруливанию», первоначальное предложение Джадда по переносу референдума счел нужным как-то прокомментировать один лишь Виктор Казанцев? Остальные просто не проявили интереса. Они помнят, что Россию однажды уже удаляли из Страсбурга, но никаких последствий, кроме отмены очередных загранкомандировок, это на практике не имело. ПАСЕ «не страшна» (почему? v какая, собственно разница?..). А раз так, незачем нашим депутатам оттуда и уходить v куда лучше поиграть во взаимные поддавки с евроколлегами. Ведь на то, что в действительности в Чечне происходит, степень влияния и у их, и у наших избранников почти нулевая.
И неудивительно, что контрагента в самой Чечне страсбуржцы выбрали было себе столь же призрачного v инициативную группу, которая имела все шансы в разных евродокументах «дорасти» до самостоятельной, полновесной структуры, призванной что-то там принимать, взвешивать и учитывать. Личности же, реально вовлеченные в многотрудную борьбу за чеченское будущее и настоящее, v Путин, Кадыров, Масхадов, да хоть бы и бен Ладен v оказались за бортом парламентского процесса. Виртуалам легче с виртуалами. Впрочем, когда дело дошло до голосования и российская делегация выдвинула поправку, еще больше размывающую текст резолюции, выяснилось, что «выражать обеспокоенность» можно и вовсе безадресно.
Похоже, российская делегация не рассчитывала на столь полный успех. Однако устраивать демаршей все равно никто не собирался. Возможно, тому есть совсем простое объяснение: хочется и дальше ездить в Страсбург v говорят, депутатам ПАСЕ суточные платят хорошие. Впрочем, это песня уж слишком много раз петая v чеченская война как источник дохода. Так что оставим.