Россия заключила договоры о дружбе с бывшими провинциями Грузии – Абхазией и Южной Осетией, пообещав защитить «в случае чего». Под «чего» подразумевается Грузия. И теперь, как неоднократно заявлял президент Медведев, «мячик» действительно перешел на сторону западных партнеров России. Ведь некоторые их представители, в частности Генсек НАТО, обещают Грузии членство в НАТО едва ли не в ближайшее время. При самом плохом сценарии конфликтогенность Северного Кавказа может дорасти до уровня Балкан накануне Первой Мировой.
Россия заключила договоры о дружбе и сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией. В ходе торжественной церемонии подписи под российско-абхазским договором в присутствии прессы поставили президент России Дмитрий Медведев и президент Абхазии Сергей Багапш. Затем аналогичный договор глава российского государства подписал с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты. Президент Медведев отметил, что при принятии этого решения Россия учитывала "свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов" и руководствовалась "положениями Устава ООН и декларацией от 1970 года о принципах международного права".
Ключевая задача текущего момента - обеспечение безопасности Абхазии и Южной Осетии, заявил президент России Дмитрий Медведев на церемонии подписания договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Абхазией, между Россией и Южной Осетией. "Для нас ключевая задача текущего момента - обеспечение безопасности Абхазии и Южной Осетии. Подписанные договоры предусматривают, что наши страны будут совместно принимать необходимые меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них".
"Подчеркну, повторение агрессии со стороны Грузии (а реваншистские настроения там даже не скрывают) привело бы к катастрофе регионального масштаба. Поэтому ни у кого не должно быть сомнений: новой военной авантюры мы не допустим", - заявил президент.
По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, Россия, Южная Осетия, Абхазия будут совместно принимать все доступные им меры для устранение угроз миру, а также для противодействия актам агрессии против этих стран со стороны любого государства или группы государств и будут оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную. Всю это будет осуществляться в соответствии с Уставом ООН. "В договорах прямо говорится о взаимных обязательствах предоставлять друг другу свою территорию для размещения военных объектов, - подчеркнул Лавров. - При этом каждая из договаривающихся сторон будет представлять другой право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных объектов на ее территории".
Сейчас безопасность в регионе обеспечивают российские войска, статус которых изменился: это больше не миротворческие силы, а российский воинский контингент, введенный на основе указа президента Медведева в ответ на прямую просьбу руководства Абхазии и Южной Осетии. По данным Минобороны, в каждой республике будут находиться порядка четырех тысяч российских военнослужащих.
Между тем, представители НАТО, посетившие накануне Грузию, подтвердили, что поддерживают «суверенитет и территориальную целостность» Грузии. Однако данный дипломатический шаг вряд ли способен ослабить нажим, которому Россия подвергает Грузию, отмечает газета The Financial Times. Генеральный секретарь НАТО Хооп Схеффер отверг мнение, что Абхазия и Южная Осетия навсегда отделились от Грузии, но его слова мало влияют на свершившийся факт, и в НАТО по-прежнему нет единого мнения, предоставлять ли Грузии план по подготовке к членству в альянсе.
Не стоит столь скептически относиться к заявлениям Схеффера – нежелание ссориться с Россией вовсе не означает, что западным лидерам не хочется приструнить ее. Генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер по итогам встреч в Грузии отметил, что проведение выездного заседания Совета НАТО в Тбилиси - это еще одно выражение поддержки грузинского народа. «Я хочу раз еще раз подтвердить, что НАТО признает и уважает территориальную целостность Грузии и суверенитет, и готово помочь Грузии в процессе интеграции в НАТО», - заявил Схеффрер.
Даже если декабрьский саммит НАТО не станет поворотным, вполне вероятно, что первые реальные шаги по включению Грузии в Североатлантический альянс могут быть предприняты в будущем году. В перспективе это означает, что любая провокация с той или другой стороны может привести к необходимости исполнить обязательства по защите союзников как со стороны НАТО, так и со стороны России. И здесь волей-неволей будет работать логика военного присутствия и отношения, как минимум, «холодной войны». Вполне, впрочем, вероятно, что подписав договоры о дружбе, Москва рассчитывает сыграть на опережение. В таком случае, по московскому сценарию – некоторые члены НАТО побоятся принимать Грузию (и даже предпринимать первые шаги по плану по членству Грузии в НАТО).