В среду Дума еще раз приняла во втором чтении поправки в закон о Банке России, причем приняла подавляющим большинством голосов: за проголосовали 378 депутатов (при необходимых 226), против - только 2, еще один депутат воздержался.
При подготовке к повторному второму чтению правительству и Думе удалось согласовать большинство поправок. Так, депутаты согласились не наделять Национальный банковский совет (НБС) полномочиями органа управления Банка России - ему придется довольствоваться функциями коллегиального органа. Напомним, что при первом рассмотрении поправок во втором чтении в начале апреля именно полномочия НБС стали главным поводом для конфликта между Думой и правительством, которое настаивало на том, чтобы у Центробанка был один орган управления. Правительству удалось настоять на своем. Согласно принятым поправкам, НБС будет рассматривать (а не утверждать) годовой отчет Банка России и проект основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики, назначать аудитора ЦБ и аудитора его годовой финансовой отчетности, утверждать (по предложению совета директоров) правила бухучета и отчетности для ЦБ, а также общий объем расходов на содержание служащих ЦБ
Дума поддержала в среду (правда, не сразу, поправку пришлось переголосовывать) и предложение правительства по численности НБС. В него войдут 12 человек, из которых двое будут представлять Совет Федерации и по трое - президента, правительство и Думу (которая хотела расширить численность НБС до 13 человек за счет включения в него четвертого своего представителя). Членом НБС будет также председатель Центробанка.
В то же время в вопросе о количестве проверок Банком России кредитных организаций депутаты продолжают настаивать на своем: не более одной в течение одного отчетного периода, кроме случаев реорганизации или ликвидации кредитной организации, а также контроля за деятельностью территориальных управлений ЦБ. И это вызывает у правительства нескрываемое раздражение. Сразу после принятия поправок вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что на законопроект может быть наложено президентское вето. Во всяком случае, отметил он, правительство будет ставить этот вопрос перед президентом, поскольку принятые поправки существенно ограничивают возможности государства и ЦБ контролировать банковскую систему. Правительство, подчеркнул Кудрин, считает необходимым наделить ЦБ правом проведения в течение отчетного периода как минимум двух проверок.
Насколько велика вероятность того, что президент наложит вето на принятые поправки? Александр Шохин, бывший глава банковского комитета Думы, оценил ее как "50 на 50". Тем не менее он высказал надежду на то, что закон все же будет принят окончательно. Это можно сделать довольно быстро: если все пойдет гладко, уже в июне документ будет подписан президентом и вступит в действие. А уже затем, если такая необходимость существует, в него можно будет внести поправки, связанные с контрольными функциями ЦБ. Осталось только выяснить, пойдет ли на это правительство.