Сегодня состоялась расширенная коллегия Минфина, на которой были подведены итоги 2001 года. На коллегии Алексей Кудрин обнародовал данные о состоянии государственного долга России, обратив в частности внимание на то, что в 2001 году долговое бремя России сократилось с 66,8% до 51,9% ВПП (в абсолютных цифрах: внешний долг - с $147,7 млрд до $138,1 млрд, внутренний - со 557,4 млрд рублей до 531,1 млрд). Кудрин пообещал, что к 2005 году госдолг будет составлять только 40% от ВВП.
Всего в этом году России предстоит выплатить по внешнему долгу $14,2 млрд, а в 2003, как заявил вчера замминистра финансов Алексей Улюкаев, $17 млрд. Таким образом, Улюкаев фактически подтвердил регулярно возникающие слухи о том, что правительство активно ведет скупку долговых обязательств - по оригинальному графику Россия должна была выплатить в 2003 году на $2,5 млрд больше ($19,5 млрд). Как сообщил "Ведомостям" главный экономист "Тройки Диалог" Олег Вьюгин, по его сведениям Минфин начал скупать российские обязательства еще в 2000 году, а в бюджетной отчетности эти операции не отражались, поскольку проводились через госбанки.
По всей видимости, скупка российских долговых бумаг будет продолжаться и в дальнейшем, даже несмотря на то, что многие из них в настоящее время котируются выше номинала, поскольку "проблема 2003 года" все еще полностью не решена. Впрочем, Михаил Касьянов заявил на коллегии, несколько опережая события, что "пресловутой долговой проблемы" больше не существует, в том числе благодаря досрочному погашению Россией своих долговых обязательств перед МВФ в прошлом году. В ближайшие годы, подчеркнул премьер, у России не должно возникнуть проблем с выплатами по внешнему долгу. Слова Касьянова прозвучали тем более весомо, что сегодня же в рамках оригинального графика платежей 2002 года состоялось перечисление 1,029 млрд евро Парижскому клубу кредиторов.
С другой стороны, Касьянов явно выразил свое недовольство положением, сложившимся на рынке внутреннего долга. Это рынок, по его словам, неликвиден и не служит ориентиром для определения уровня процентных ставок, т.е. не выполняет свою основную функцию. Рынок государственных обязательств, заявил Касьянов, "необходим финансовому сектору, в том числе для обеспечения перетока капиталов из одной сферы в другую", а внутренний долг должен расти по мере сокращения долга внешнего, а этого в России не наблюдается. Напротив, сейчас рынок внутренних заимствований сжимается, поскольку Минфин проводит на нем недостаточно активную политику. В самом Минфине с таким подходом явно не согласны. Одним из достижений министерства в 2001 году его руководство считает значительное сокращение государственных расходов на обслуживание долга - доходность по министерским облигациям в прошлом году удалось снизить почти в 1,5 раза (естественным следствием чего стало уменьшение количества желающих покупать бумаги Минфина).
Крупной проблемой пока еще остается и отсутствие единой и прозрачной системы управления госдолгом. В сторону создания единой системы первый шаг был сделан уже сегодня, когда Кудрин подписал приказ об объединении двух департаментов своего министерства - внешнего долга и международных финансовых организаций. А завтра правительство должно рассмотреть подготовленную Минфином Концепцию управления государственным долгом, предусматривающую создание Федерального долгового агентства (ФДА), которое и будет нести ответственность за управление долгом, а также будет регулярно сообщать сведения о структуре и объеме задолженности. Впрочем, ФДА начнет работать не раньше 2004 года (т.е. уже после прохождения пика выплат в 2003 году). А значит до этого времени о ситуации с государственным долгом России нам по-прежнему придется судить, опираясь только на слухи.