4 апреля правительство рассмотрит проекты двух глав Налогового кодекса, посвященные налогообложению малого бизнеса. Как отметил в среду на пресс-конференции первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, для малого бизнеса будет введена упрощенная схема налогообложения. Она предполагает, что предприятия будут платить единый налог, который заменит налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество и единый социальный налог (тем не менее взносы на обязательное пенсионное страхование отменены не будут). Кроме того, предприниматель сможет использовать кассовый метод уплаты налога (т.е. по факту непосредственного получения денег) вместо метода начисления, а выплаты налога будут производиться не ежемесячно, а ежеквартально.
Предполагается, что на упрощенную схему налогообложения смогут перейти предприятия, число работников которых не превышает 20 чел., а годовой объем выручки - 10 млн руб. В 2003-2004 годах (в "переходный период") они смогут сами выбирать объект налогообложения. Ставка налога с выручки - 8-10%, а с нетто-прибыли (выручка минус расходы на ведение бизнеса) - 20%. Впоследствии налог будет взиматься исключительно с нетто-прибыли. Мелким предприятиям эти поправки очень выгодны: они смогут существенно сократить свои расходы, причем не только за счет уменьшения суммы налога, но и за счет, например, упрощения ведения бухгалтерского учета. Тем не менее некоторые моменты из выступления Шаталова вызывают вопросы.
Так, в поправках к НК также предусмотрен порядок налогообложения для предприятий, получающих выручку в размере 10-15 млн руб. Они смогут пользоваться упрощенной схемой налогообложения в течение одного года, но затем налоги начнут с них взиматься на общих основаниях. Ясно, что если упрощенная схема налогообложения действительно окажется выгодной для малого бизнеса, то предприятия, получившие доход в этом интервале, будут просто скрывать часть своей выручки - чтобы не нести лишних расходов. А если добавить, что малые предприятия получают и такую льготу, как немедленное списание затрат на приобретение основных средств, то становится понятно, что поправки не только не создают стимулов для выхода малого бизнеса из тени, но и, напротив, подталкивают его к дальнейшему уходу в тень.
Кроме того, перейти на упрощенную схему налогообложения, как уже было сказано, смогут только предприятия с численностью персонала менее 20 человек. Однако федеральным законодательством предусмотрены другие количественные критерии для субъектов малого предпринимательства: от 30 (розничная торговля и бытовое обслуживание населения) до 100 (промышленность, строительство, транспорт) человек.
Похоже, что более низкий критерий был выбран сознательно - чтобы упрощенный порядок налогообложения не распространился на значительную (и получающую, хотя бы в силу своего размера, большие доходы) часть малого бизнеса, что позволит сократить потери бюджета от налоговой реформы. К тому же количество предприятий, которые смогут перейти на упрощенную схему налогообложения, дополнительно сокращается за счет того, что эту схему не смогут использовать налогоплательщики единого налога на вмененный доход. Так что в ближайшие годы порядок налогообложения значительной части малых предприятий останется неизменным. Поэтому не очень понятно, чем вызван оптимизм зампреда бюджетного комитета Думы Владислава Резника, уверяющего, что в результате принятия новых поправок к НК налоговое бремя на малое предпринимательство сократится почти в три раза.