Итак, главным итогом очередного заседания правительства стало соответствующее постановление, в котором сформулированы основные приоритеты деятельности правительства на следующий год . Правительство, как известно, рассмотрело сегодня итоги своей прошлогодней деятельности, которые выглядят вполне оптимистично (хотя оппоненты правительства и склонны приписывать это преимущественно ситуации на мировом рынке). Какие-то новые предложения и шаги по коррекции курса, о которых должно было говориться в докладе Грефа, в нем не отразились. По всей видимости, они будут прописаны в среднесрочной программе, прогнозе социально-экономического развития и проекте бюджета 2002 г., который должен быть подготовлен в течение двух ближайших недель. Кроме того, правительство, по-видимому, дожидается послания Путина Федеральному собранию, которое должно быть оглашено в марте (точная дата пока не раскрывается).
Прописанные правительством приоритеты собственной деятельности выглядят вполне рутинно, точнее - рутинно-либерально. Правительство поручает себе стимулирование прогрессивных структурных сдвигов, создание условий для интеграции России в мировую экономику, т.е. - продвижение в нелегком деле согласования позиций по вступлению в ВТО, дальнейшее совершенствование налоговой системы, повышение эффективности управления государственными финансами и совершенствование системы управления государственным долгом, совместные с ЦБ меры по развитию банковской системы, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, разработку основных направлений реформирования естественных монополий. Кроме того, традиционно помянуто "повышение эффективности управления государственной собственностью" (правительство хочет в частности разработать программу реструктуризации унитарных предприятий и АО с госучастием, у которых имеются явные признаки "несостоятельности"). Из веяний последнего времени названы - обеспечение условий для вовлечения земель в хозяйственный оборот и дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства. Упомянуто и "обеспечение гарантии стабильности осуществления инвестиционной деятельности от неблагоприятных изменений законодательства" (давняя несмелая мечта о "дедушкиной оговорке").
Все это выглядит вполне здраво (хотя и не является ответом на центральный вопрос - о выборе макроэкономической стратегии), однако обращает на себя внимание тот факт, что реализация наиболее важных и амбициозных задач требует соответствующих изменений в законодательстве. А, как это отчетливо проявилось в конце 2000 г., Дума, несмотря на славу "лояльной" и повсеместно рекламируемый закулисный гений Суркова, отнюдь не намерена потакать реформаторским замыслам правительства. Реализация всех этих замыслов и задач требует значительного политического ресурса, а президентская администрация склонна скорее рассуждать о реформе правительства и нервировать его намеками на возможную кадровую перетряску, чем принимать декларированные в его программе тезисы в качестве политической задачи.