Президент России Владимир Путин встретился с президентом Израиля Моше Кацавом в его резиденции. В ходе встречи президенты открыли памятник жертвам Холокоста работы российского скульптора Зураба Церетели, который был установлен на территории резиденции Кацава. Первоначально скульптуру хотели подарить музею "Яд Ва-шем", но администрация от этого дара отказалась, так как Церетели "изобразил обнаженную натуру, что может оскорбить чувства посетителей музея".
Выступая на церемонии встречи, Владимир Путин сказал, что Россия и Израиль должны "улучшить координацию в борьбе с терроризмом, экстремизмом и национальной нетерпимостью". "Предстоящие 9 мая торжества станут еще одним свидетельством сплочения международного сообщества в борьбе с терроризмом", - сказал он.
Путин отметил, что "еврейский народ, как и народы нашей страны, понес тяжелейшие утраты в годы войны". Холокост - это "вечная боль человечества, и ее нельзя излечить и забыть", добавил он. Путин подчеркнул, что в 21-м веке в мире не должно быть места ни ксенофобии, ни религиозному экстремизму, ни антисемитизму.
В свою очередь Моше Кацав назвал визит Путина в Израиль "наивысшей точкой в развитии отношений между двумя странами и народами".
По итогам переговоров президенты подписали совместное заявление, в котором выступили с безоговорочным осуждением терроризма. "Стороны считают терроризм одним из, если не самым опасным, вызовом всему человечеству. Они убеждены, что борьба с терроризмом, у которого нет и не может быть национального или религиозного лица, должна включать последовательные или решительные действия на долгосрочной и всеобъемлющей основе", - цитирует текст заявления РИА "Новости".
В документе подчеркивается, что Россия и Израиль подтверждают недопустимость решения международных конфликтов военными средствами и продолжают стремиться к достижению справедливого, прочного и всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке, который также предполагает нормализацию отношений между Израилем и арабскими странами.
Кроме того, в заявлении говорится о сотрудничестве в различных областях - по линии парламентов, советов безопасности, представителей деловых кругов, а также в сферах науки, культуры, образования.
После переговоров состоялась пресс-конференция, на которой Путин объявил, что запретил продавать Сирии системы "Искандер" дальностью 300 километров. Отметим, что продажа российских вооружений Сирии вызывает недовольство Израиля. "Наши военные были намерены поставить в Сирию систему "Искандер" дальностью 300 километров. Я запретил реализацию этой сделки. Нельзя сказать, что мы ведем себя безответственно, мы учитываем озабоченности и пожелания наших партнеров и делаем все, чтобы не нарушить баланс сил в регионе", - сказал президент. При этом он отметил: "В район Ближнего Востока поставляется вооружений из разных регионов мира на $9 миллиардов. На $6,8 миллиарда вооружений поставляется из США. Россия поставляет в зону Ближнего Востока оружие на сумму менее $500 миллионов".
Что касается ракетных комплексов "Стрелец", которые Россия все-таки намерена продать Сирии, то Путин отметил, что в Тель-Авиве могут не беспокоится, что это оружие будет угрожать Израилю или попадет в руки террористов. Он подчеркнул, что эти системы "являются противоздушной системой ближнего радиуса действия" и не могут достичь Израиля: "Чтобы вступить с ними в контакт, Израилю нужно напасть на Сирию. Вы же не хотите этого делать".
Путин повторил, что эти системы установлены на мобильных платформах, и их невозможно передать в руки террористов незаметно. "Отрезав от платформы, эти системы невозможно использовать. Кроме того, в договор с Сирией внесен пункт о том, что наши специалисты имеют возможность на местах осуществлять контроль за этими системами", - сказал Путин.
Однако израильскую сторону это не убедило, Моше Кацав заявил о разногласиях. "Мы понимаем опасность попадания в руки террористов, в том числе "Хизбалла" оружия", - сказал он. Он подчеркнул, что если бы Сирия прекратила отношения с "Хизбаллой" и закрыла бы представительство террористических организаций, это сделало бы возможным поставки оружия в эту страну.
"Израиль ведет борьбу с терроризмом, и Россия, поставляя ракеты, сокращает наши возможности в борьбе с терроризмом", - сказал Кацав.
Был затронут и другой больной вопрос - российско-иранское ядерное сотрудничество, которое также беспокоит Израиль. "Мы сотрудничаем с Ираном исключительно в сфере мирного использования ядерной энергии", - утверждает Путин. По его словам, Иран должен отказаться от попыток получить ядерное оружие. Он высказался за отказ Ирана от создания технологий полного ядерного цикла и постановку всех ядерных объектов под международный контроль.
В преддверии визита Владимира Путина в Израиль Директор института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказал "Полит.ру", какие общие точки соприкосновения могли бы найти Россия и Израиль. "Можно говорить уверенно, что определенные тенденции в российско-израильских отношениях сейчас могут дать плоды, что накопилась та критическая масса решенных вопросов, которая позволяет надеяться, что этот визит не будет чисто символическим", - сказал эксперт. Так, по его словам, у нас практически не работает соглашение о военно-техническом сотрудничестве, потому что любые контракты, которые российско-израильские консорциумы заключают с Турцией или Китаем срываются под давлением американцев, в первую очередь из-за жесткой конкуренции.
Сатановский назвал важным усиление взаимодействия в борьбе с терроризмом: "В конце концов, в Израиле гибнут в том числе и очень большое число людей, имеющих прямое отношение к бывшему СССР, а многие из них имеют русские паспорта, а многие из них вообще этнически не евреи, а русские, татары, украинцы и члены их семей. И бомбы террористов ХАМАСа уничтожают этих людей, точно так же, как и израильтян. Я думаю, что в таком положении оказались бы американцы, то они бы уже применяли свои методы воздействия на террористические организации Палестины, а не дискутировали бы в рамках Четверки по вопросам умиротворения террористических группировок".
Разногласия из-за поставок ракет Сирии Сатановский назвал сильно раздутыми: поставляемые комплексы "Стрелец" не имеют никакого отношения к стратегическим ракетам, направленным на Израиль, - это обычные средства ПВО. "Нужно было быть абсолютно сумасшедшими, чтобы поставлять сирийцам стратегические ракеты под угрозой разрыва отношений не только с Израилем, но и со Штатами", - говорит он.
"Шумиха вокруг продажи ракет была в большей степени раздута СМИ, чем представляла собой дипломатический скандал. Еще в самом начале эксперты и Израиля и России развели руками и сказали, что вся эта кампания имеет больше отношения к психологическому оружию нашей внутренней политики, чем к российско-израильским отношениям", - говорит эксперт.