будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Приднестровье
Июнь 18, 2025
Мир
Карпюк Илья

Приднестровский вопрос

Приднестровский вопрос
pridnestr-1
Тирасполь. Приднестровье. Источник: Фото: road_movies.livejournal.com

Верховный совет Приднестровья собирается обратиться к Государственной Думе, Совету Федерации и президенту России, а также лидеру самой непризнанной республики Евгению Шевчуку с просьбой инициировать процедуру признания республики в качестве суверенного и независимого государства с целью последующего его присоединения к России.

Сегодня существование Приднестровской Молдавской республики признают непризнанный Нагорный Карабах, а также частично признанные Южная Осетия и Абхазия.

Приднестровские депутаты в своем обращении ссылаются на закрепленное в уставе ООН право народа на самоопределение, а также на результаты референдума 2006 года, когда 97% пришедших к урнам граждан непризнанной республики поддержали курс на независимость от Молдавии и дальнейшее присоединение к России.

В середине марта, напомним, газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на свои источники, что глава приднестровского Верховного совета Михаил Бурла направил письмо спикеру Государственной Думы Сергею Нарышкину с просьбой предусмотреть в российском законодательстве возможность вхождения Приднестровья в состав Федерации.

Правда позже, после реакции Кишинева на сообщение о письме, в Приднестровье поспешили заверить, что оно носило неофициальный характер и было опубликовано без ведома Михаилы Бурлы.

24 марта с призывом признать Приднестровье и принять его в состав России к Владимиру Путину обратился депутат Верховного совета непризнанной республики, один из ближайших соратников президента Шевчука Вячеслав Тобух. Депутат публично заявил, что Приднестровье с юридической точки зрения ничем от Крыма не отличается, а значит вхождение в состав России неизбежно.

 
Тирасполь. Приднестровье

Надо сказать, что далеко не только в Приднестровье задумались о присоединении к России.

У непризнанного государства нет общей границы с Россией, и в обычной ситуации сложно себе представить, каким образом зажатая между Украиной и Молдавией область может стать частью третей страны.

Однако присоединение Крыма заставило горячие головы в Москве рисовать карты, на которых частью России являются все регионы юга и востока Украины, от Одессы до Харькова. Если представить, что Одесская область окажется в составе России, то и присоединение Приднестровья уже не будет проблемой — четырехсоткилометровая восточная граница непризнанной республики будут уже не с Украиной, а с Россией.

Если Одесская область и правда окажется частью России, то Москва сможет играть намного более заметную роль и в Гагаузии — эта часть Молдавии хоть формально и не выходила из состава страны, но обладает широкой автономией. 2 февраля местные власти даже провели референдум о том, куда ей стоит стремиться — к самоопределению и Таможенному союзу или вместе с Кишиневом в Европейский союз. Большинство граждан, как и ожидалось, высказались за самоопределение и Таможенный союз. Власти Молдавии результаты референдума не признали — однако наличие российские войск в километре от границы может изменить расклад сил.

 
Тирасполь. Приднестровье

Впрочем, даже если восточная граница Приднестровья будет отделять непризнанную республику не от Украины, а от России, в жизни региона может ничего и не изменится. Пример тому — Южная Осетия и Абхазия.

Эти две частично признанные республики отделились в свое время от Грузии и полтора десятка лет существовали в качестве непризнанных государств. Их статус изменился только после российско-грузинской войны 2008 года. Вначале указ о признании существования Абхазии и Южной Осетии подписал президент Медведев, затем аналогичный акт приняли Венесуэла и Никарагуа. Правительства еще нескольких тихоокеанских островов установили дипломатические отношения с новым государствами, но затем отозвали свои решения.

С формальной точки зрения сегодня России ничего не мешает принять в свой состав и Абхазию, и Южную Осетию, процедура будет ровно такая же, как с Крымом и Севастополем.  И если Абхазия, хотя бы теоретически, может существовать как самостоятельное государство — за счет туризма или промышленности, которая там на сегодняшний день, правда, отсутствует, то Южная Осетия, заблокированная Грузией, выживает только за счет дотаций из российского федерального бюджета. Оправдать присоединение Южной Осетии легко можно воссоединением разделенного народа.

Россия, однако, несмотря ни на что, не спешит включать в свой состав закавказские регионы. Москва или не хочет оказаться под прицелом критики западных политиков по поводу еще одного расширения территории страны, или «придерживает» Южною Осетию и Абхазию в несколько подвешенном состоянии для дальнейших переговоров с Тбилиси.

Пожалуй, единственная непризнанная республика на территории бывшего Советского Союза, судьба которой напрямую не зависит от России — Нагорный Карабах. Этот регион оказался под контролем Армении в результате вооруженного противостояния Армении и Азербайджана, которое шло с 1988 по 1994 гг.

С тех пор существование Нагорного Карабаха признают только другие непризнанные или частично признанные республики, ни один член ООН, даже Армения, дипломатические отношения со Степанакертом не установил. Официальная позиция Еревана заключается в том, что Нагорный Карабах будет признан сразу после того, как это сделает какое-либо другое государство. Пока этого не произошло армянский бюджет поддерживает существование Нагорного Карабаха хоть на каком-то уровне и без официального признания.

Впрочем, международное признание совершенно не гарантирует благополучия и уверенности в завтрашнем дне. Примером тому может служить Западная Сахара, бывшая испанская колония в Африке. Независимость этого государства признают 47 других государств-членов ООН, 29 из них даже имеют послов в этой стране. Западную Сахару упорно изображают на всех картах мира, представитель Западной Сахары даже заседает в Африканском Союзе.

Однако такого государства, по факту, не существует — территория страны почти 40 лет назад была аннексирована Марокко. С тех пор Фронт Полисаро, организация, которая часто террористическими методами сражается за независимость страны, контролирует хорошо если десятую часть ее территории — и то, расположенную в пустыне.

Карпюк Илья
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).