Дума созрела переиграть поправку о губернаторском третьем сроке. В повестке четверга значится альтернативное голосование двух поправок к закону об общих принципах организации власти в регионах, резко сужающих количество губернаторов, имеющих право идти на третий срок. Следует напомнить, что в конце января второе чтение так называемой "шаймиевской поправки" закончилось в Думе сенсацией: после переговоров с Лужковым относительно перспектив поправки в Совете Федерации Кремль был вынужден принять радикальную поправку Бооса, по которой право на третий срок получали все губернаторы, и некоторые - на четвертый. По сути, этой поправкой лидеры регионов получили статус несменяемых. В интервью "Полит.Ру" приволжский полпред Сергей Кириенко назвал поправку Бооса "результатом политического торга и шантажа". Это заявление, в частности, означало, что Кремль готов провести ревизию революционной поправки. Определенная трудность в том, что в четверг контрпоправка Надеждина должна набрать больше 300 голосов.
Поправка Бооса вообще не учитывает губернаторские сроки, на которые пришлась дата 16 октября 1999 года, когда был подписан закон "Об общих принципах..." Надеждин предлагает ввести эту поправку только в тех субъектах федерации, в собственных уставах которых в октябре 1999 не было ограничения в виде двух сроков. (Логика Надеждина опирается на несостоятельный, но единственный аргумент в пользу третьего срока о том, что закон не должен иметь обратной силы. Впрочем, политически-персональный, а не юридический смысл поправки сегодня признают все). Такого ограничения не было в 8 регионах: в Татарстане, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Коми, Новгородской, Тверской, Московской областях и на Сахалине - лидеры этих регионов получают право идти на третий срок; Шаймиев в 2006 году получит право баллотироваться в четвертый раз. Альтернативная поправка группы депутатов (Рыжков-младший) предлагает в отобранных по тому же принципу регионах не учитывать только те губернаторские сроки, которые закончились до 16 октября 1999. Тогда в список не попадают Лужков, Шаймиев, Фархутдинов (Сахалин) и Платов (Тверь) - поправка наберет около 170 голосов (СПС, "Яблоко" и КПРФ) и не пройдет. Еще одна, более точная поправка Хакамады-Митрохина, будет, видимо, снята с рассмотрения, поскольку была внесена слишком поздно и может испортить всю игру (регламент).
Борис Надеждин видит необходимость принятия поправки конституционным большинством. В противном случае, говорит он, при тайном голосовании в сенате очень многие губернаторы не смогут преодолеть желание проголосовать против. Также считает источник "Полит.Ру" в комитете по региональной политике: "Если закон наберет меньше 300 голосов, то он непроходной". Сенатор из группы "Федерация", с которым разговаривал "Полит.Ру", не рискнул предположить, как поведет себя прокремлевское сенаторское лобби в отношении антигубернаторской поправки. Впрочем, шансы собрать конституционное большинство очень велики: в Кремле принято "политическое решение", основанное, в частности, и на социологических опросах - больше половины населения выступает против третьих губернаторских сроков.
Значение поправки Надеждина, несмотря на ее казуистично-персональную выверенность (Илюмжинову, Кокову, Прусаку, Спиридонову, Платову, Фархутдинову просто повезло), трудно переоценить. Санкционируя голосование "Единства", в федеративных отношениях Кремль впервые отвлекается от монарше-вассального подхода (размен неприкосновенности на пожизненность, сената на госсовет), характерного для европейских абсолютистских режимов XVI века, хотя и при достаточно комических, в целом, обстоятельствах. Изящная такая получилась операция.