Очередной этап аппаратной борьбы вокруг реформы энергетики завершился промежуточной победой президентской администрации.
Вечером в среду Михаил Касьянов все-таки снял с повестки пятничного заседания правительства вопрос о реструктуризации РАО ЕЭС. Премьер счел необходимым рассмотреть предложения МЭРТ вместе с докладом Кресса, который пока не поступил в правительство. К докладу, по нашей информации, приложено "особое мнение" РАО ЕЭС, и, возможно, будет еще записка от МЭРТ. После получения доклада вопрос "может быть рассмотрен в самые что ни на есть короткие сроки".
Встреча Путина с Крессом также отложена - видимо, на пятницу. Зато президент поговорил с главой Минатома Румянцевым о "состоянии и развитии атомной энергетики в условиях реформирования рынка энергии". Значит Румянцев, дольше других не ставивший свою визу на концепции Грефа (на данный момент, по данным "Полит.ру", "против" из ведомств только Минэнерго), рассказал президенту, как притесняет атомщиков на ФОРЭМе РАО ЕЭС, и что будет, если провести реформу по Чубайсу, не учитывая позиции атомщиков.
Аппаратная борьба достигла своего апогея во вторник-среду. Ключевым вопросом стало, состоится ли рассмотрение концепции Грефа на правительстве на этой неделе. За это решение активно боролось РАО ЕЭС (правительство тогда заседало бы в субботу, после встречи Путина с Крессом). Правительство уже почти готово было в субботу "одобрить в основном" концепцию Грефа, направив ее на окончательное согласование с докладом Кресса. В этом случае фиксация промежуточных итогов была бы в пользу РАО: за основу рекомендовали бы принять концепцию Грефа, которая при всей своей медлительности и туманности гораздо ближе к концепции РАО, чем прочие варианты.
Президентская администрация не менее активно боролась за удаление вопроса из повестки правительства, настаивая, что "Основные направления" Грефа надо рассматривать вместе с докладом Кресса. Ареной борьбы стали не только аппарат правительства и администрации, но Дума и РСПП. Администрация задействовала коммунистов, попросивших правительство о переносе. А на совете РСПП, которому, по нашей информации, тоже предлагалось обратиться с просьбой о переносе заседания, для принятия такого обращения не хватило двух голосов.
Несмотря на лобовое аппаратное столкновение и промежуточную победу администрации, дальнейшее согласование интересов должно проходить на основе равноправия. В противном случае президенту придется нарушить баланс интересов: отодвинув из соображений электоральной безопасности основные этапы реформы за 2004 год, он слишком сильно подыграет алюминщикам, чья выгода от низких энерготарифов может составлять до $1,5 млрд в год. А распорядившись провести реформу по сценарию миноритарных акционеров РАО и АО-энерго, президент санкционирует их превращение в мажоритарные акционеры. Госпакет в РАО и ее дочках станет неликвидом. Правительство и РАО почти готовы обнародовать основные аргументы против миноритариев и алюминщиков, что вынуждает эту сторону к компромиссу.
По сходным отчасти причинам президент не может и встать на сторону Чубайса и Грефа: в этом случае он будет бесповоротно обвинен в санкционировании нарушения прав акционеров в стране. Кроме того, варианты РАО и правительства предполагают привлечение масштабных инвестиций за счет приватизации - это Путину тоже по политическим мотивам невыгодно из-за обвинений в распродаже госактивов по бросовым ценам, не говоря уже о возможности привилегированной приватизации госактивов менеджерами.
Таким образом, самый вероятный вариант - продолжение согласований. Противоречия и крайние точки зрения будут сниматься, предпосылки чего прослеживаются уже сейчас. А экономика за счет приобретения дискуссией публичного характера может быть избавлена от вариантов, связанных с тайными или открытыми махинациями с госсобственностью.