Председатель КНР Ху Цзиньтао завершает визит в Соединенные Штаты. Сегодня он выступил в Йельском университете. На вчерашних переговорах в Вашингтоне китайский и американский лидеры пообщались очень кратко и безрезультатно. На все просьбы Джорджа Буша китайский лидер отвечал или отрицательно, или неопределенно.
Так, президент США просил своего гостя поднять курс юаня – это сделало бы китайские товары более дорогими и создало бы более благоприятные условия для американского экспорта. Председатель КНР сказал, что будет работать над этим вопросом, но не уточнил, как именно.
В прошлом году Пекин поднял стоимость юаня по отношению к доллару на 2%, однако этого оказалось недостаточно: в прошлом году уровень дефицита США в торговле с Китаем достиг $202 млрд.
Не смогли два лидера преодолеть разногласия и в вопросе о ядерной программе Ирана. Буш хочет, чтобы Китай занял более жесткую позицию в отношении Тегерана в Совете Безопасности, но аргументы президента США не убедили Ху Цзиньтао. Он не считает необходимым вводить санкции против Ирана и намерен стремиться к мирному решению проблемы.
Была затронута и тема Северной Кореи. Тут Ху Цзинтао и вовсе заявил, что некоторым участникам шестисторонних переговоров о денуклеаризации Корейского полуострова неплохо бы проявить немного гибкости.
В целом, как отмечают обозреватели, Ху Цзиньтао сумел продемонстрировать, что, вопреки желанию Белого дома, зависимость США от Китая растет, и для председателя КНР президент США далеко не самый интересный партнер. Растущее влияние в мировой экономике позволяет Китаю попросту игнорировать претензии США к отсутствию там демократических свобод. Так, на вопрос Джорджа Буша о том, когда в Китае будет демократия, Ху Цзиньтао ответил, что не понял вопроса. Впрочем, он отметил при этом, что без демократии невозможна модернизация Китая.
Встреча двух лидеров не обошлась без неприятных инцидентов. В четверг утром во время выступления председателя КНР телекамеры выхватили некую японо-американку, которая стала выкрикивать лозунги в поддержку запрещенной в Китае секты «Фалуньгун».
Другая неприятность произошла позже: ведущий церемонии, объявляя гимны стран, ошибся в названии Китайской Народной Республики, назвав ее «Китайской Республикой». Дело в том, что «Китайской Республикой» называет себя Тайвань с 1949 года. Тогда, после провозглашения КНР, на этот остров бежала оппозиция. С тех пор Тайвань настаивает на своей независимости, а Китай считает его своей провинцией. Бушу пришлось извиняться и выражать сожаление по поводу обоих инцидентов. Председатель КНР извинения принял благосклонно.
Визит Ху Цзиньтао сопровождался различными манифестациями. Перед Белым домом состоялась акция тайваньских националистов, которые протестовали против политики китайской компартии и встречи двух лидеров. А совсем недалеко от них другие демонстранты, наоборот, выступали в поддержку КНР и ее руководства.
Накануне также Ху Цзиньтао посетил в Сиэтле завод компании Boeing и подписал соглашение о закупке 15 самолетов Boeing-737. Он также сказал, что в ближайшие 15 лет Китай хочет закупить 2000 самолетов этой компании.
А ранее, в первый день своего визита, китайский лидер встретился с главой корпорации Microsoft Биллом Гейтсом. Ху Цзиньтао назвал Гейтса другом Китая, а себя – другом Microsoft. «Кроме того, я каждый день пользуюсь вашей операционной системой», - добавил он. Это почему-то вызвало смех китайских представителей, сопровождающих Цзиньтао. Китайский лидер пообещал, что отныне компьютеры в Китае будут продаваться только с уже установленными лицензионными программами, но в обмен вытребовал для китайских покупателей большие скидки.