Разного рода высокопоставленные менеджеры вылетают с должностей десятками, компаниям приходится извиняться и оправдываться, обещая изменить политику найма, — всё из-за гражданского движения, вызванного убийством афроамериканца Джорджа Флойда в Миннеаполисе — циничным, медленным и в деталях запечатленным. 25 мая полицейские задержали Флойда в магазине по подозрению в использовании фальшивой купюры в $20. Один из полицейских повалил его на асфальт лицом вниз, встал коленом ему на шею и стоял в таком положении около семи минут. В это время Флойд повторял, что не может дышать. Полицейские вызвали «скорую», Флойд скончался в госпитале, не приходя в сознание.
Размах публикаций о притеснениях на работе в крупнейших компаниях может оказаться даже шире движения женщин, которое началось после обвинения в домогательстве одного из самых влиятельных продюсеров Голливуда Харви Вайнштейна, 11 марта приговоренного к 23 годам за домогательства и изнасилование.
Сравнивать эти два примера можно только по одному свойству: люди, уставшие от глухоты общества, от игнорирования их проблем, от дискриминации, в ярости. Эти проблемы, казалось бы, можно было решить спокойно и рационально — принимая норму «нулевой толерантности» не только как государственную, но и в частных организациях и компаниях, опираясь на документы международных организаций, которые давно разработали разные правила, тактики и стратегии. Но большинство считало это мелочью, не стоящей внимания, — и людям пришлось выйти на улицы, чтобы продемонстрировать обратное.
Убийство полицейским афроамериканца, кажется, стало последней каплей терпения в США: проблема расизма, несмотря на ее широкое обсуждение, до сих пор актуальна в стране. Кроме массовых протестов в разных штатах и городах, начались скандалы в разных компаниях, связанных с дискриминацией сотрудников по расовому признаку.
Подобный скандал случился в сфере медиа: в дискриминации обвинили The New York Times, Philadelphia Inquirer и журнал Refinery29 для женщин, из которого уволилась главный редактор и сооснователь Кристен Барберих — из-за плохих отзывов бывших черных сотрудников.
Последним пал один из мировых лидеров глянцевой журналистики — издательский дом Condé Nast: афроамериканцам меньше платили, к ним предвзято относились, а белые сотрудники писали явно расистские твиты. Уволился главный редактор журнала о еде Bon Appetit Браун Рапопорт (он по невыясненным причинам опубликовал фото с затонированным в коричневый цвет лицом).
На запланированном ежеквартальном собрании в Zoom CEO издательского дома Роджер Линч пообещал разработать «отчет о разнообразии и интеграции», который будет опубликован позднее этим летом, а также внутренний анализ распределения заработной платы, который будет доведен до сотрудников к концу года. Он также попросил сотрудников пытаться решить проблемы подобного характера внутри компании, а не прибегать к публичным протестам в соцсетях.
Обвинения посыпались не только на менеджеров в мире медиа: они затронули и крупные организации, имеющие большой вес в своей сфере. Например, президент и пять членов Национального кружка литературных критиков (объединяет 700 критиков и литературных журналистов по всей стране) уволились после того, как были обвинены в расизме и нарушении приватности. Организация вырабатывала заявление в связи с протестами по электронной почте. Член правления Карлина Романо в переписке (которую позже «слили» в Twitter) сказала, что многие чернокожие писатели извлекли выгоду из «доброжелательных белых редакторов и издателей» и что он видел «гораздо больше белых людей, помогающих черным писателям, чем чернокожих, помогающих белым писателям».
Проблема расизма вызвала и потребительский протест среди американцев: Эмми Россум, американская актриса и певица, заявила, что не будет отовариваться в магазинах Anthropologie, Urban Outfitters и Free People: в компании использовали особое кодовое слово для специального наблюдения за черными покупателями. Сама компания URBN (ей принадлежат все три марки) заявила, что у них нет подобных требований, в их компании существует политика zero-tolerance (нетерпимости) к расизму. И что если кто-то из сотрудников будет замечен в подобных проявлениях, то его ждут административные последствия, вплоть до увольнения.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Anthropologie (@anthropologie) 10 Июн 2020 в 7:29 PDT
Глава спортивной компании CrossFit, которая распространяет популярную систему тренировок, Грег Глассман был вынужден уволиться, после того как сказал на встрече с владельцами спортзалов, что не оплакивает убитого полицейским Джорджа Флойда. Reebok моментально принял решение разорвать десятилетний контракт с CrossFit.
По мнению Елены Тополевой-Солдуновой, главы организации «Агентство социальной информации», члена Совета по правам человека при Президенте РФ, создавшаяся в США ситуация подстегнет процессы, которые уже повсеместно идут, и заставит международные организации еще больше уделить внимания этой теме: некоторые компании реально очень много делают в области защиты прав, а кто-то — только для галочки.
«Так что, с одной стороны, хорошо, что бизнес пересмотрит еще раз свой подход к этой теме, а те, кто стимулирует и контролирует, отнесутся к теме более внимательно. Но, с другой стороны, важно, чтобы эта борьба не превращалась в кампанейщину: мы знаем, что иногда, на фоне ярких социальных процессов, перегибают палку. Если есть очевидные нарушения при приеме на работу, в зарплате, с этим нужно бороться. Мы, например, знаем, что зарплаты сотрудников на одних и тех же позициях не равны: у женщин как правило ниже, чем у мужчин. Возможно, такие данные есть и по представителям разных рас, и такие вещи нужно анализировать и придумывать, как ситуацию менять. То есть это хороший повод, чтобы на проблему еще раз взглянуть, но тут важно не переборщить», — отметила правозащитница в разговоре с Полит.ру.
«Крупнейшие международные организации уже давно пытаются влиять на бизнес и экономику в области соблюдения права человека. Это и Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН, и Глобальная бизнес-инициатива в области прав человека, и Политический форум высокого уровня ООН, который занимается мониторингом соблюдения ЦУР и собирается ежегодно в Женеве. Так что тема прав человека уже давно интегрирована в работу крупных, в первую очередь, компаний. В их отчетах есть обязательный раздел "Цели устойчивого развития", в который включен подраздел, посвященный соблюдению прав человека во всех аспектах этой темы», — отметила Елена Тополева-Солдунова.
ООН еще в 2011 году разработала «Руководящие принципы соотношения бизнеса и прав человека». В этом документе написано, что в целом частные компании могут быть проводниками ценностей — они могут включить уважение прав человека в свои уставы и другие нормативные акты, образовывать своих сотрудников и публично делиться своим опытом.
Одними словами в рыночной экономике вопросы не решаются, это понятно. Нужно, чтобы бизнесу было выгодно соблюдать права человека, говорил на конференции Международного союза экономистов генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) незадолго до пандемии Мукиса Китуйи.
По его словам, недавно в Нью-Йорке на встрече ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) была запущена инициатива по устойчивому бизнесу. Главный вопрос звучал так: как мотивировать бизнес на то, чтобы он вносил более весомый вклад в устойчивое развитие? Модератором был редактор Financial Times в США.
«Каждую неделю Financial Times будет публиковать новую колонку, которая называется "Этическая экономика". Здесь всё крутится не вокруг этических вопросов в бизнесе, а вокруг того, как бизнес может вносить свой вклад в устойчивое развитие. Потому что потребители всё больше и больше внимания уделяют тому, старается ли бизнес вести себя более экологично, соблюдать права человека, вносить вклад в социальное процветание стран и мира. Потребители будут смотреть на то, старается ли компания сделать что-то хорошее, помимо того, чтобы просто зарабатывать деньги. Поэтому, конечно же, предпринимателям, бизнесу важно осознавать, что растет их ответственность в достижении устойчивого развития», — отметил Китуйи.
Генсек ЮНКТАД рассказал, что когда в 2015 году обсуждалась повестка на 2030-й, политики говорили деловому миру: у вас, господа предприниматели, есть обязанности — перед вашими акционерами и перед обычными людьми. Бизнес должен играть здесь лидирующую роль, он должен быть мотивирован.
«Не важно, сколько мы, представители международных организаций, представители государств, будем говорить о том, что у бизнеса есть ответственность не только перед своими акционерами, не только перед своими партнерами, но и перед миром. Они сами должны это понять, — отмечал Китуйи. — Поэтому вопрос, который стоит перед нами сегодня, будет звучать так: каким образом мы можем построить новую бизнес-модель, которая позволит нам поставить на одну линию интересы акционеров и интересы обычных людей, интересы мира, интересы развития. Менеджмент каждой компании не должен разрываться перед вопросом, должны ли они стремиться к прибыльности или же к тому, чтобы играть свою роль в сфере достижения устойчивого развития. Сейчас эксперты в области бизнеса должны начинать разрабатывать новую бизнес-модель, которая приведет в гармонию вопрос получения прибыли и вопрос выполнения своей социальной роли».
Впрочем, эти документы международных организаций были разработаны давно: казалось бы, в прогрессивных обществах говорить в 2020 году о дискриминации глупо — норма нетерпимости к подобным вещам уже, кажется, должна была закрепиться. Но многочисленные примеры, вылезшие наружу благодаря протестам, показывают обратное. С другой стороны, мы видим, что люди готовы активно бороться за свои права, требовать соблюдения этой нормы — и это хорошие новости.