Представители Национального совета оппозиционных партий выдвинули своего кандидата в президенты страны – это 43-летний депутат парламента Леван Гачечиладзе, активный участник последних акций протеста на проспекте Руставели. Основатель и владелец крупной винодельческой компании GWS, в 1999 году Гачечиладзе был признан лучшим бизнесменом страны и в том же году ушел из бизнеса в политику, став депутатом парламента.
Оппозиционеры выбирали единого кандидата в отеле «Марриот», в присутствии госсекретаря США Мэтью Брайза, который до этого советовал президенту Михаилу Саакашвили отменить в стране чрезвычайное положение и восстановить полноценную работу СМИ, но тот его не послушал.
Напомним, после жесткого разгона митинга оппозиции Саакашвили неожиданно назначил досрочные президентские выборы на 5 января 2008 года. Несмотря на не самые лучшие условия для ведения предвыборной кампании (из-за режима ЧП в Грузии действует один проправительственный канал), единый кандидат от оппозиции заявляет, что уверен в победе над Саакашвили. «Эта уверенность основывается на поддержке населения Грузии курса на утверждение демократии и законности, на недопустимости беззакония», – сказал Гачечиладзе. В случае его победы премьер-министром решено сделать лидера партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили, которая до октября 2005 года была главой МИД страны. Это повышает шансы Гачечиладзе, поскольку Зурабишвили очень популярна, однако ее выдвижению помешало то, что она выросла во Франции и не имеет 15-летнего ценза проживания на территории Грузии.
Но самое главное – это то, что Гачечиладзе собирается в случае победы провести в Грузии референдум об упразднении президентской формы правления. То есть, став президентом, тут же стать лишь номинальной фигурой. Создание парламентской республики является главной целью грузинской оппозиции, которая в ходе митингов требовала отставки президента Саакашвили.
Несмотря на появление единого кандидата, единства в рядах грузинской оппозиции все-таки нет. Входящая в объединенную оппозицию Лейбористская партия ранее неожиданно выдвинула кандидатом на пост президента Грузии своего лидера Шалва Нателашвили. При этом сам Нателашвили не появлялся на публике и не делал публичных заявлений со дня разгона митинга 7 ноября. В ответ представители объединенной оппозиции констатировали, что Лейбористская партия не согласовала свои действия с остальными девятью партиями и тем самым «отмежевалась от национального совета объединенной оппозиции».
Ранее о намерении заявили представитель парламентской фракции «Новые правые» Давид Гамкрелидзе и лидер «Партии будущего» Георгий Маисашвили. Не исключал такую возможность и предприниматель Бадри Патаркацишвили, который, впрочем, обещал отказаться от своего намерения в случае появления единого кандидата. Кроме того, вопрос своего участия в выборах рассматривает лидер политического движения «Грузия, вперед!» Темур Шашиашвили.
Наличие сразу нескольких кандидатов в президенты от оппозиции повышает шансы на победу Михаила Саакашвили, в руках которого сосредоточены все СМИ и общественная поддержка которого, несмотря ни на что, все еще очень сильна. Как говорил в интервью «Полит.ру» заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков, «Саакашвили вполне имеет возможность консолидировать вокруг себя значительную часть элиты и с большим перевесом победить на выборах».
С другой стороны, председатель Ассоциации экономической безопасности Грузии, политолог Георгий Хухашвили назвал оппозиционное движение «всегрузинским». Говоря о достижениях Саакашвили на посту президента, эксперт отметил «реальный позитив в том, что касается доходной части». «Коррупции в системе на нижних уровнях стало меньше, но коррупция трансформировалась и приняла элитарный характер. И фактически власть является директором бизнеса», – сказал он.
По словам Хухашвили, «народ волнуют конкретные социальные проблемы, а уменьшение коррупции во власти реальных социальных проблем не решает». «Уровень безработицы катастрофически высокий, социальные фонды работают на низком уровне, пенсий и социальных пособий не хватает на то, чтобы при нынешних темпах инфляции хотя бы частично покрыть расходы населения, поэтому фактически сегодня среднестатистический грузин является банкротом», – подчеркнул эксперт.