16 декабря в городе Жанаозен, который находится в Мангистауской области на юго-западе Казахстана, произошли жесткие столкновения между бастующими рабочими нефтяной компании «Озенмунайгаз» и полицейскими. В этот день на центральной площади Жанаозена проходили праздничные мероприятия по случаю Дня независимости Казахстана. Что именно привело к беспорядкам, до сих пор неизвестно. Власти утверждают, что бастующие напали на праздничное шествие и разгромили сцену, установленную на площади. Также выдвигались версии, что беспорядки спровоцировала группа агрессивных молодых людей, которые не имели к рабочим никакого отношения. По другим сведениям, первыми на бастующих напали полицейские
Власти Казахстана, пытаясь навести в городе порядок, действовали с особой жестокостью. Так, спецназовцы даже применили огнестрельное оружие при разгоне протестующих. Согласно официальным данным, от действий силовиков погибли 15 человек, однако неофициальные источники утверждают, что жертв гораздо больше.
Лидер Социалистического сопротивления Казахстана Айнур Курмаров считает, что жестокость, с которой были подавлены эти выступления, не спасет власти страны от новых акций протеста, которые будут продолжены в других регионах Казахстана.
«Полит.ру»: что же стало причиной столкновений в Жанаозене и кто выступил зачинщиком?
Айнур Курманов:
Нефтяники бастуют уже восьмой месяц, с 17 мая, а до этого шел трудовой спор. Можно сказать, что уже целый год длится противостояние между рабочими и работодателями, которые оказываются садиться за стол переговоров. До этого были покушения на рабочих лидеров и убийства рабочих активистов, которые не расследуются. Так, на 6 лет посадили юриста профсоюза Наталью Соколову, якобы за разжигание социальной розни и организацию незаконной забастовки. Также были осуждены и сидели в тюрьмах другие профсоюзные активисты.
С самого начала конфликта работодатели и власти приняли репрессивную тактику в отношении бастующих, поэтому рано или поздно это бы привело к таким последствиям. Можно сказать, что каждый день рабочих провоцировали на подобные выступления именно власти, а не какие-то темные провокаторы, как это сейчас официально пытаются представить. Рабочих лишали легальных возможностей разрешения этого трудового конфликта, поэтому забастовка и переросла в восстание. Это не какое-то мелкое столкновение или погромы, а настоящее восстание, которым охвачен сейчас весь Мангыстауский регион.
Даже если люди и пошли на беспорядки, существуют другие методы воздействия, например, слезоточивый газ.
Могу сказать, что провоцирование было именно со стороны полиции — все знали, что никакой демонстрации или митинга не было и что рабочие сидят на площади в Жанаозене с 10 июля. 16 декабря начался мирный митинг протеста, участники которого, в частности, требовали освобождения Натальи Соколовой, прекращения репрессий, свободы профсоюзной деятельности.
Так вот, в эту толпу, а на митинге собралось более трех тысяч человек, врезался полицейский УАЗик на полной скорости, после чего рабочие перевернули эту машину и начали громить полицейские автобусы и автомобили. После обеда власти ввели в город бронетехнику, подразделение морской пехоты и спецподразделение внутренних войск, которые уже из крупнокалиберных пулеметов расстреливали мирных жителей и рабочих.
«Полит.ру»: ООН призвала власти Казахстана воздержаться от излишнего применения силы при наведении порядка и тщательно расследовать случившееся. Можно ли сказать, что власти страны прислушаются к рекомендациям?
Айнур Курманов: Естественно, террор будет продолжаться, до сих пор идут зачистки.
Скорее всего, их местонахождение скрывается. Сейчас уже есть достоверная информация о пытках в отношении рабочих, арестованных в Жанаозене. Их родственники утверждают, что рабочих в СИЗО раздевают донага и на улице обливают холодной водой, пытаясь таким образом выбить из них показания.
Что касается раненых, то все больницы Жанаозена уже забиты, 40 человек тяжело раненых находятся в Актау. Количество убитых до сих пор выясняется — по официальным сообщениям властей, погибли 15 человек. Родственникам отказываются выдавать тела из морга, похороны до сих пор запрещены. Есть опасения, что трупы будут захоронены в братских могилах где-то в степи. Сейчас более 100 людей числятся без вести пропавшими.
Город фактически находится на осадном положении, режим чрезвычайного положения был введен до 5 января 2012 года, но, скорее всего, продлится. В Жанаозене нет электроэнергии, сотовой связи, Интернета, в Актау сотовая связь работает с перебоями, по всему Казахстану заблокированы все социальные сети, не работает Twitter, Facebook, Youtube, заблокированы и сайты оппозиционных организаций. Власти делают все, чтобы предотвратить утечку информации, но это уже невозможно. Рабочие снимали беспорядки на видео, и эти записи уже появились и будут появляться в Интернете.
«Полит.ру»: как, по-вашему, будут развиваться события? Не испугает жителей такое жестокое подавление волнений?
Айнур Курманов: Мне кажется,
Все нефтепромыслы встали, добычи нефти нет вообще, кроме того, не работают магазины, предприятия, не ходит общественный транспорт. Митинги протеста обязательно будут продолжены в других регионах. Благодаря российским телеканалам многие казахстанцы знали, что в стране происходит. Так, рабочих в Жанаозене расстреляли 16 декабря, а 17 и 18 числа там прошли митинги. Правда, людей разгоняют, не дают собираться даже по 3 человека.
17 декабря планировался митинг протеста в Алма-Ате и других городах, но это привело к превентивным арестам — активистов арестовывали ночью в собственных домах квартирах. Но рано или поздно люди все равно организуются. Отмечу, что войсковые подразделения уже стянуты в Алма-Ату, то есть власти уже готовятся к выступлениям и применению огнестрельного оружия.