В ночь на 22 августа войска ливийских повстанцев ворвались в столицу страны Триполи и установили практически полный контроль над городом. Несмотря на то, что сторонники Муамара Каддафи продолжают оказывать вооруженное сопротивление, эксперты уверены в том, что отбить город им не удастся и захват Триполи позволяет говорить о скором закате режима Каддафи.
«Теперь в Ливии можно ожидать того, что всегда происходит после победы любой революции — борьбы за власть между победителями. Исключений не было за всю историю человечества. Задача в том, чтобы не допустить дальнейшего кровопролития», - заявил «Полит.ру» известный востоковед, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
То, что власть Каддафи подходит к концу, было ясно практически с самого начала волнений, с февраля месяца, уверен Мирский. «Он не сумел в первые же недели ни договориться с мятежниками, ни подавить восстание, в связи с чем началась гражданская война, в которой ему, это сразу было понятно, ничего не светит», - пояснил эксперт.
По словам Мирского, трудно предугадать, какая судьба ждет самого Каддафи. Проводя параллель с событиями в Ираке, он отметил, что Саддам Хуссейн спрятался, а его сыновья оказали вооруженное сопротивление и были убиты. Сыновья Каддафи, напротив, захвачены в плен, в то время как местонахождение ливийского лидера пока неизвестно. По мнению Мирского, Каддафи может либо погибнуть в бою, так как самоубийство среди мусульман запрещено, либо бежит из страны.
Говоря о том, кто придет к власти в Ливии после окончательного падения режима Каддафи, Мирский отметил, что за 42 года правления лидера Джамахирии в стране образовался вакуум. Во главе Национального переходного совета повстанцев стоят прежде всего эмигранты, и они, безусловно, после свержения Каддафи будут участвовать в распределении власти. Однако кроме них в Ливии есть силы, которые также намерены отстаивать свои интересы. «Прежде всего это молодые образованные люди (люди Интернета), которые так же, как и молодежь в Тунисе и Египте, поднялись на восстание против действующей власти. Кроме того, в Ливии есть племена, которые еще не сказали своего последнего слова», - пояснил эксперт. Однако, по его словам, ливийские интеллигенты вряд ли захотят, чтобы ими управляли эмигранты или шейхи племен.
«События в Ливии начали стремительно развиваться потому, что в сентябре истекает мандат Совбеза ООН на проведение военной операции. Если бы повстанцы не взяли Триполи, войскам союзников пришлось бы продлевать мандат. Это крайне сложная процедура, кроме того, Россия и Китай наверняка выступили бы против», - рассказал в беседе с «Полит.ру» президент Института религии и политики, востоковед Александр Игнатенко.
Он напомнил, что Каддафи за 42 года создал в Ливии систему личной власти и собственности, при которой все привилегии были сосредоточены в его руках и руках его клана, и теперь мы являемся свидетелями того, как этот клан «убирают». Повстанцы уже арестовали старшего сына Каддафи, Сейф аль-Ислама, который мог бы стать его преемником, в то время как другой сын, Мохаммед, находится под домашним арестом.
«Не факт, что сам Каддафи находится в Ливии - он давно может сидеть в Венесэуле или где-нибудь в Южной Африке и записывать оттуда видеообращения к несчастным ливийцам с призывом защищать Триполи. Тем не менее, Каддафи в любом случае - "политический труп"», - считает эксперт.
Взяв Триполи, повстанцы поставили не точку, а лишь многоточие в затянувшемся конфликте, уверен Игнатенко. «На месте клана Каддафи появятся другие люди, которые в настоящий момент находятся в Бенгази, в Национальном переходном совете. Сейчас они обещают провести демократические выборы, но, по сути, происходит замена одной властной верхушки другой верхушкой», - пояснил Игнатенко.
Игнатенко считает, что Национальный переходный совет — это практически единственная структура, которая будет претендовать на власть после окончательного свержения Каддафи. Он подчеркнул, что правительство повстанцев признано уже многими государствами, в том числе Францией, Италией, Великобританией и Тунисом.
Однако эксперт не исключает и еще одного варианта развития событий: Ливия снова может стать королевством. Игнатенко напомнил, что 1 сентября 1969 года Каддафи уничтожил королевскую власть в стране, однако в Саудовской Аравии проживает наследник престола, который не раз заявлял, что намерен вернуться в Ливию и восстановить права своей династии.